В 2017 г. известный морской архитектор Грег Маршалл на симпозиуме по яхтенному дизайну прогнозировал: «К 2030-му году мы, вероятно, будем довольно близки к 3D-печати полномасштабных металлических конструкций на лодках, а после этого появятся интерьеры». Также он обещал, что 45-метровые яхты можно будет напечатать за 90 дней (традиционно сроки сборки яхты такой длины составляют 2-3 года). Помимо времени, аддитивные технологии помогут сэкономить материалы: «Обычно на верфи потери сырья составляют от 15 до 20%. С 3D-печатью эта цифра сокращается до 2%».
Прогнозы Маршалла стали сбываться скорее, чем того ожидали. В 2019-м году в Университете Мэна (США) студенты из комбинации целлюлозных нано- и микроволокон с термопластичными материалами напечатали цельный катер под названием «3Dirigo». Сообщалось, что их принтер может печатать объекты длиной до 30 м, шириной до 6,7 м и высотой до 3 м; производительность печати – до 227 кг в час. Одним махом изобретатели получили сразу три рекорда в книгу Гиннесса: самый крупный в мире полимерный объект, полученный с помощью 3D-принтера; самый большой твердотельный 3D-печатный объект и самой большой корпус 3D-печатного катера. Профиль корпуса был разработан специалистами компании Navatek, лидером в дизайне корпусов судов. Этот полностью оснащенный навесным оборудованием катер длиной 6,7 м прошел все ходовые испытания (включая тесты на прочность корпуса и на мореходность) в Морской инженерной лаборатории Alfond W2.
А в мае нынешнего года издание NL Times сообщило: нидерландская компания Tanaruz, базирующаяся в Роттердаме, занялась продажей лодок, напечатанных на 3D-принтере из переработанного пластика. Корпуса изготавливаются с помощью экструзионного 3D-принтера на основе робота-манипулятора, способного выращивать изделия длиной до 14 м. Аддитивная система построена на основе многоосевого робота ABB и оснащена экструдером, работающим с гранулированными полимерами и композитными материалами. Расходный материал для катерных корпусов – композит из вторичного полипропилена с 30-процентной долей армирующего стекловолоконного наполнителя, повышающего прочность.
Покупателям предлагается 4 разные модели лодок длиной от 4,5 до 10 м. Их можно персонализировать и оснастить электродвигателями, батареями и солнечными панелями. На печать самых маленьких моделей уходит около двух дней. Так как компания полагается на аддитивное производство, то форму корпуса можно изменить по желанию заказчика. Базовые модели предлагаются за 15 тысяч евро. Со слов производителя, это примерно вдвое дешевле традиционных катеров с аналогичной комплектацией. Что интересно, компания готова принять собственное изделие на переработку в новый катер — например, если владелец обзавелся семьей и для путешествий требуется лодка побольше. В этом году компания планирует напечатать 100 лодок, а в следующем году нарастить производство до 300 штук и, возможно, снизить стоимость за счет эффекта масштаба.
Источник фото: www.compositimagazine.it
@MetalPrinters
#slm #3dпринтеры #российскиетехнологии #технологииплюс #технологии+ @iPonedelnik