Людмила воспитывала троих сыновей одна. Когда родился младший сын, её муж погиб. Утонул отмечая рождение сына. Друзья даже не заметили, что его нет рядом с ними. Начали его искать и нашли, но было поздно. Нелепая смерть у самого берега.
Он и раньше выпивал, но Людмила его всё равно любила. После этого мать хотела оставить мальчика в роддоме, но родственники отговорили. Это ведь его рождение отмечал отец – значит он и виноват.
Шли дни, месяцы, годы. Мать не любила младшего Ваню. Даже и имя ему выбрала самое простое – Ванька, как у деревенского дурачка. Нелюбовь матери к нему передалась и старшим братьям. Ваня рано понял, что его не любят.
Новую одежду ему покупали редко, всё донашивал за старшими. Хорошо, что не сёстры, иногда думал Ваня. Иногда оставался и без ужина, если пробегает на улице и пропустит время.
Был у них в деревне Ванька-дурачок. Так его звали, хотя и не дурак он, а просто немой. Давно он жил один, пенсию получал по инвалидности. Все жалели его. Он ведь не с детства такой был. Когда ему девять лет было родители сгорели в доме. Он тогда в школе был. Пришёл уже на пепелище. После пожара он так и не говорил.
После детского дома вернулся в деревню.
Участок родителей на окраине деревни так и стоял заброшенный. Уцелела только баня. В ней он и поселился. Местный житель решил помочь ему, собрал народ. Всей деревней они ему построили маленький домик. Кто кровать старую отдал, кто занавески на окно повесил, помогли все. Помогли и бумаги все оформить. Ванька только головой кивал и улыбался, а у самого слёзы текли. Не ожидал.
Ну, а дальше сам стал жить. Ребятня его дразнила, а взрослые жалели.
Иногда Ваня заходил к немому тёзке, смотрел, как тот вырезает красивые вещи из дерева. Это были игрушки, резные кухонные доски, солонки, шкатулки. Всё это он за бесценок отдавал односельчанам.
Ване нравилось смотреть на его работу.
- А почему ты на окна не вырежешь? У тебя получится.
Немой только кивал и улыбался в ответ. А что он мог сделать? Для наличников нужны доски. Вот с пенсии купит и обязательно сделает.
Через некоторое время окна дома ожили, их украсил резной узор.
Иногда немой приглашал Ваню на чай.
Это можно было назвать дружбой. Оба хорошо относились друг к другу. Только один говорил, а второй молчал. Одному сорок лет, а второй ещё десятилетний ребёнок. Со временем Ваня научился, понимать жесты немого. Иногда они так "разговаривали" и весело смеялись.
Ване больше нравилось сидеть с немым тёзкой, чем дома. Мать на него внимания не обращала, а братья могли и побить.
Но прошло время. Братья женились. Иван уехал. Дома его никто не ждал. Мать, когда он приехал после армии, сразу спросила про работу и дала понять, что он ей тут не нужен. На второй день Иван и уехал. Перед отъездом заглянул к немому. Вот он был по-настоящему рад встрече. А когда узнал, что Иван уезжает – огорчился.
- Я буду приезжать. Денег заработаю и приеду.
Немой согласно кивал. Он будет ждать.
Иван уехал на север. Много работал. У него уже была цель в жизни. Мечта. Он хотел доказать матери и братьям, что он будет лучшим.
Он приезжал, навещал мать, которая была ему не рада. То что Иван женился и у неё растёт внук, тоже её не трогало. У старших любимых сыновей по два ребёнка.
В каждый свой приезд Иван заходил к немому. Однажды привёз ему телефон и научил пользоваться.
- Я тебе буду звонить и рассказывать, ты только слушай.
Немой знал все секреты Ивана, все его планы.
Мечта сбылась.
Иван выкупил участок рядом с домом немого. В деревне уже давно никто не строился. А тут на удивление всем дом большой возвели.
Ну и злые языки нашлись.
- Ну всё, дурачок, теперь и ты под снос пойдёшь.
- Сейчас городские застроят у нас всё. И тебя купят с участком вместе, пойдёшь побираться.
- Улыбайся, улыбайся.
А немой улыбался в ответ. Он знал чей это дом и что будет.
Наступил момент, когда к дому подъехали машины. Заносили мебель, вещи. Вокруг всего этого суетился и немой.
- Вот же дурачок, и чего бегает. Да что с него взять, – говорили люди.
Вечером приехал хозяин дома с семьёй. Это был Иван. Первым гостем в его доме был немой Иван.
Родственников Иван пригласил на новоселье, мать. Все пришли, интересно посмотреть на младшего Ваньку, который от старших получал только оплеухи.
Удивились. Мать всплакнула, но промолчала. Все смекнули, что Иван богат. Завидовать стали, а жены братьев так и вовсе начали пилить их: "Вы старшие, а дураки, не смогли денег заработать. Попросите брата, пусть и вам дома построит."
Но братья просить не стали, помнили как с братом обращались. Да и есть у них дома, пусть не такие большие и красивые, а жёны их просто с жиру бесятся.
Стали все жить по-прежнему.
Иван построил мастерскую, купил станки, работников нашёл. Работа закипела. По эскизам немого стали изготавливать посуду, поделки, наличники и даже резную мебель. Иван находил покупателей.
Небольшой бизнес, но доход стабильный.
Мать умерла. Похоронили, все расходы Иван оплатил.
Наступил момент раздела имущества. Братья хотели всё поделить честно. Это даже странным Ивану показалось. Но Иван от всего отказался. Всё там для него чужое, никто его там не любил, не ждал. Ничего ему не надо, да и нет там ничего, чтобы принадлежало Ивану. Даже фотографий детских нет.
Братья даже обиделись, но ничего не поделаешь. Младший брат как лучше хотел. У него и так всё есть.
А почему они такие вдруг щедрые оказались? Оказалось, что мать кредиты имела, для них деньги брала. А кто в наследство вступает, тот и кредиты наследует. Дом братьям пришлось продать, долги отдать, остались копейки.
Можно бы и к брату на работу, только гордыня не позволяет. А может быть воспоминания из детства.
А два Ивана работают. Бизнес у них. Одному сорок лет, а второму семьдесят. Один говорит, а второй радостно со всем соглашается. Они нашли друг друга. Два Ивана.