На неделе вышло большое интервью с президентом международного кинофестиваля "Будем жить" Евгением Герасимовым. Среди основной проблемы современного кинематографа Евгений Владимирович назвал отсутствие достойных сценариев. Такое мнение звучит не первый раз, поэтому я, как сценарист, работающий в индустрии, хочу порассуждать на эту тему.
«Нет достойных сценариев»
Справедливо ли это высказывание?
Отчасти да.
Но проблема гораздо глубже. И я хочу подсветить этот вопрос.
Достойных - читай, профессиональных - сценариев мало, потому что мало достойных - читай, профессиональных - сценаристов.
Пишущих людей много. Талантливых пишущих - тоже. Но не каждый хорошо пишущий человек может стать хорошо пишущим сценаристом.
___________________________________________________________________
Профессия «сценарист», как таковая, сейчас существует только на бумаге. При этом у нас огромные пробелы сразу в нескольких определяющих профессию факторах:
✖️нет централизованного образования. Курсов много, но везде учат по своему опыту, поэтому сценарист всякий раз приходя на новый проект вынужден подстраиваться под запросы и форматы работодателя.
✖️ нет культуры работы со сценаристами, сценарных комнат. К сожалению, сценарист у части работников рынка воспринимается, как «обезьянка с печатной машинкой». Нет уважения к авторской работе, потому что «что тяжелого по клавишам текст набрать». Или вот это классическое «я бы сам(-а) написала, просто времени нет». Или еще лучше - нужно сэкономить, поэтому или приглашают новичка за имя в титрах, либо "сценарий сами напишем" (что, тяжело, что ли?). Сценаристы вынуждены одной рукой писать, а второй - искать заказы, чтобы был поток и заработок. Студии дают там заказ на одну серию, здесь - тендер на написание серии, вот тут ещё чуть-чуть дописать за 2 копейки. И получается, что автор не погружается в проект, а лишь выполняет работу, чтобы получить аванс.
✖️деньги - болезненная тема. Сценарист работает не за зарплату, а за вознаграждение за выполненную работу. А писать сценарий, учитывая правки и многие другие другие неожиданные факторы, можно месяц и год. И только после того, как работа сдана, идет подписание документов, и только ещё через неделю-другую автор получает вознаграждение. Стоит так же учитывать, что гонорары за эпизод мультфильма гораздо скромнее, чем гонорары за эпизод какого-нибудь сериала. При этом никаких прав на свою работу у автора не остаётся. А значит, он не может претендовать на роялти и процент от показов, как те же композиторы, например. Получается замкнутый круг - пиши или умри.
___________________________________________________________________
Все это сказывается на двух вещах:
🥲 текучка. Люди выгорают и уходят из профессии.
🥲 качество. Поверхностная работа, выполненная на бегу в перерыве между ещё тремя заказами за две недели - результат соответсвующий.
Кто виноват поняли.
Теперь главное - что делать?
Мой опыт таков. Сценарист должен:
А) постоянно повышать свой уровень квалификации. Это правда, что до европейских сценаристов мы ещё не дотягиваем, но это вопрос не таланта, а опыта. Талантов у нас очень много, осталось только наработать опыт. И это - ответственность каждого сценариста.
Б) обеспечить себе финансовую стабильность. Пока нет культуры роялти, нет постоянных заказов жизненно важно, чтобы у сценариста был стабильный ежемесячный заработок. Так можно писать и повышать свой уровень, не беспокоясь о выплатах и о том, будут ли у тебя деньги купить продукты и заплатить за квартиру.
___________________________________________________________________
Перед тем, как полностью уйти в анимацию, я больше 10 лет работала копирайтером в рекламных и брендинговых агенствах, а параллельно писала сценарии в несколько анимационных проектов. И это дало мне не только широкий опыт и знания, но и ту самую финансовую независимость от задержек и перемен в нестабильном мульти-производстве.
___________________________________________________________________________________
Что ещё?
✔️ интересоваться рынком, участвовать в круглых столах, говорить о проблемах, с которыми сталкивается автор. Формировать запрос индустрии на приемлимые условия работы. Только без истерики и паники, Москва не сразу строилась:)
✔️ формировать культуру общения вокруг себя и на своих проектах. Самому быть вежливым, адекватным и профессиональным - и такого же отношения запрашивать к себе. Если вам хамят, унижают - не работайте с такими людьми. Уходите. Работайте только с приятными людьми - так будут получаться классные проекты.
✔️ прокачивать свои знания в авторском праве (чтобы не подписывать откровенно невыгодные договора), психологии (пригодиться и в написании сценариев, и при общении с самыми разными людьми в индустрии), рекламе и маркетинге (особенно, если вы планируете развиваться в профессии до шоураннера и/или креативного продюсера).
Пожалуй, основное сказала.
Что думаете? Хотите обсудить?
______________________________________________________________
И спасибо, что уделили время прочтению данной статьи!
Данная статья родилась из обсуждения в телеграмм-версии канала Мультмейкеры. Заглядывайте, там много всего интересного для людей, работающих в индустрии анимационного кино, а также просто тех, кто любит и смотрит мультфильмы;)
Так же вам могут быть интересны следующие статьи: