В своей книге 1945 года под названием "Германия - наша проблема" американский министр финансов Генри Моргентау предложил провести деиндустриализацию послевоенной Германии и превратить ее в аграрное государство.
Хотя его радикальное предложение оказало некоторое влияние на планы союзников по оккупации Германии после поражения, оно так и не было реализовано.
Почти 80 лет спустя Владимиру Путину удалось реализовать часть плана Моргентау. Применив в качестве оружия природный газ, в котором так сильно нуждается могучая промышленность Германии, российский президент сотрясает четвертую по величине экономику мира и третьего по величине экспортера товаров.
Что еще хуже, крупнейший торговый партнер Германии, Китай, который в прошлом году купил немецких товаров на 100 млрд евро, включая автомобили, медицинское оборудование и химикаты, также находится в тяжелом положении. Национальная бизнес-модель, которая частично полагается на дешевую энергию от одной автократии и высокий спрос от другой, подвергается серьезному испытанию.
"Сущность нашей промышленности находится под угрозой", - предупредил Зигфрид Руссвурм, президент Федерации немецкой промышленности (BDI).
Многие компании воспринимают ситуацию как угрожающую, сказал он. А глобализация цепочек поставок может сделать ее угрозой для остального индустриального мира, который в значительной степени зависит от немецких производителей.
Самая большая проблема Германии - растущая стоимость энергии. По данным BDI, цена на электроэнергию на предстоящий год уже выросла в пять раз, а цена на газ - в десять раз. В июле промышленность потребила на 21% меньше газа, чем в том же месяце прошлого года.
Однако это не связано с более эффективным использованием энергии компаниями, снижение скорее обусловлено "драматическим" сокращением производства.
Опрос 600 средних компаний, проведенный BDI, показал, что почти каждая десятая компания остановила или сократила производство из-за высоких производственных затрат. Девять из десяти заявили, что стремительно растущие цены на энергоносители и сырье представляют собой серьезную или угрожающую их существованию проблему.
Каждая пятая компания думает о переносе всего или части своего производства за границу. Две из пяти заявили, что инвестиции в более экологичные методы производства придется отложить.
Более крупные энергоемкие компании, такие как химическая или сталелитейная промышленность, находятся в аналогичном затруднительном положении, которое усугубляется тем, что они конкурируют с зарубежными компаниями, где стоимость энергии ниже.
Химический гигант BASF уже сократил свое производство и, возможно, будет вынужден сократить его еще больше. Thyssenkrupp крупный производитель стали, потерял половину своей рыночной стоимости с января.
Все труднее становится перекладывать более высокие затраты на плечи потребителей. Компания Hakle, крупный производитель туалетной бумаги, подала заявление о банкротстве после того, как не смогла переложить резкое увеличение производственных затрат на плечи покупателей.
После нескольких безоблачных лет журналы заказов автопроизводителей будет уменьшаться по мере того, как инфляция будет пробивать дыру в кошельках покупателей автомобилей. Вполне вероятно, что некоторые из них перенесут производство в страны с более низкими затратами.
Сталелитейный гигант ArcelorMittal объявил, что закроет два своих завода на севере Германии и отправит сотрудников в вынужденный отпуск. Stickstoffwerke Piesteritz, крупнейший в Германии производитель аммиака и мочевины закрыл завод по производству аммиака в Саксонии.
Закрытие завода привело к нехватке AdBlue, продукта BASF, который имеет решающее значение для очистки двигателей дизельных грузовиков, связывающих Германию с зарубежными рынками.
Этот пример иллюстрирует, как такие меры влияют на цепочки поставок. Штефан Кутс из Кильского института мировой экономики предупреждает, что "экономическая лавина катится в сторону Германии". Вскоре клиенты немецких компаний по всему миру почувствуют это.
Популярные комментарии немцев:
Carsten Kirschner
Статья, в которой рассказывается, что Путин использует свой газ как оружие для воплощения в жизнь плана Моргентау, и замалчивается тот факт, что, во-первых, Германия отказалась от лицензии на эксплуатацию СП-2 (а Путин согласен поставлять газ по СП-2), а во-вторых, не слышат послание нашего красноречивого министра иностранных дел Бэрбок ("Мы разрушим Россию!") - я такие статьи не читаю.
Marion Gerbig
Как хорошо, что есть Путин. В противном случае нашему правительству пришлось бы искать ошибки в себе. Кто доводит Германию до ручки? Разве это не исключительно немецкое правительство? Кто начал вводить санкции? Кто хотел выйти из нефтегазовой энергетики задолго кризиса? Но, конечно, во всем виноват только Путин (и, нет, я не фанат Путина).
Bernd Hartmann
Странно, до сих пор план Моргентау был для вас просто конспирологической чепухой. Теперь вдруг, когда вы думаете, что можете свалить все на Путина, ситуация внезапно меняется. Как быстро может меняться ветер. Путин здесь абсолютно ни при чем. Ни "спецоперация" за Донбасс не является причиной безумного роста цен на энергоносители, ни дефицит продовольствия и т.д.. Только наше собственное правительство и ваши командиры (те, кого нельзя критиковать) виноваты в том, что это было сделано намеренно. Тот факт, что "Северный поток 2" не используется, является достаточным доказательством.
Ingrid Schilbach
Я понимаю это так, что русские должны поставлять энергию - газ и нефть - в Германию бесплатно и должны благодарить Германию/Европу за санкции. Так? Не путают ли здесь причину и следствие - кто начал карательные санкции - не мы ли - немцы? Кстати, если с 1 января 2023 года немецкие потребители будут получать еще на 10 процентов меньше электроэнергии из-за того, что г-н Хабек и его партия отключили две последние атомные электростанции - виноваты ли в этом русские?
Olav Bouman
Это не Путин первым перекрыл нам газ, это наше правительство сказало, что он нам не нужен. А чтобы убедиться, что ни по одному трубопроводу больше не идет газ, они начали поставлять стране "У" оружие. Если вы хотите сразиться с хулиганом на школьном дворе, вы должны быть либо сильнее, либо умнее. Наше правительство не является ни тем, ни другим. Если вы поддерживаете администрацию Байдена, вы обречены. Байден только что заявил, что США будут защищать Тайвань, что является явной угрозой войны для Китая. Этот человек больше не знает, что делает, а его подручным наплевать на Европу и особенно на Германию. Русские могут сбросить пару ядерных бомб. Американцы находятся за тысячи километров от нас.
Schwab Rike
Германия уходит от российского газа "навсегда" и как можно скорее. Весь мир неоднократно слышал это заявление от нашего громкого министра иностранных дел. Теперь Путин подкрепляет эти заявления действиями в сочетании с жесткими санкциями. Путина можно обвинить в начале кризиса, но у него есть своя предыстория, которая, к сожалению, мало кого интересует в нашей стране, которая во многом связана с всеобщей травлей, а также с нашей внешней политикой. Аналогично современной медицине. В которой причина болезни вряд ли имеет значение. Вместо того чтобы попытаться понять тело и отнестись к нему с уважением, на него бросают химическую дубинку. Но как долго это может продолжаться, если вы не измените свое отношение?
Frank Müller
Большинство экспертов и СМИ полностью потерпели неудачу. К сожалению, колесо уже нельзя повернуть назад. В лучшем случае красные, зеленые, желтые и черные не предвидели этой катастрофы, в худшем - смирились с ней. Винить во всем Путина теперь вписывается в их схему. Даже критической журналистики больше не существует, за исключением критики в адрес Путина. Это не была умная, мудрая, дальновидная политика. Самая глупая формула: "Во всём виноваты Путин и Меркель." С Бербоком и Хаарбегом мы сделали козла садовником. Почему российская пресса уже давно предупреждает об этой катастрофе, а Германия слепо попадает в ловушку?
Оригинальная статья: https://www.focus.de/finanzen/morgenthaus-rache-deutschland-sieht-einer-drohenden-deindustrialisierung-entgegen_id_146502655.html#commentFormbegin