Сергей ЯКОВЕНКО
заслуженный артист РСФСР,
лауреат международных конкурсов,
член правления ЦДРИ СССР
В небольшом камерном зале круг слушателей в количественном отношении значительно уже, нежели в театре или на симфоническом концерте. Но эта лишенная парадности и блеска обстановка способствует созданию особой, доверительной атмосферы, помогает психологически настроиться на высокую волну. Спаянность, душевная близость слушателя и исполнителя — самое дорогое и необходимое условие камерного концерта.
Как же добиться этой душевной близости слушателя и исполнителя? Теоретические проблемы существуют и у нас, музыкантов, и нам приходится о многом задумываться, прежде чем выйти на сцену, к зрителю. И жизнь подсказала нам идею создания своего рода клуба-спутника «Слушаем и обсуждаем» как своеобразную творческую лабораторию при ЦДРИ и Московской филармонии. Здесь должно происходить осмысление волнующих теоретических вопросов, связанных с музыкально-творческими проблемами. Для этого требуется не парадная обстановка, а спокойное, несуетное размышление о профессии, о музыке. Может быть, потому наш клуб избрал для себя девизом пушкинские слова: «Служенье муз не терпит суеты, прекрасное должно быть величаво».
Пока что клуб «Слушаем и обсуждаем» провел немногим более 20 творческих встреч. Но не количеством велико умение. Уже теперь можно сказать, что эти встречи, которые собирают в стенах ЦДРИ заинтересованную аудиторию (певцов, солистов-инструменталистов, пианистов, арфистов, скрипачей, виолончелистов, музыковедов, концертмейстеров, руководителей концертного отдела филармонии, актив музыкальной секции ЦДРИ), оказывают заметное влияние на нашу музыкальную жизнь. Именно здесь мы можем обсудить, а иногда даже исследовать некоторые аспекты исполнительской работы — как петь? Ведь каждый новый музыкальный стиль вносит коррективы в исполнительскую эстетику. Больше того, интерпретация произведений любого крупного, самобытного автора имеет свои особенности и требует от исполнителя новых красок.
Но вопросу «как петь?» предшествует вопрос «что петь?». Это один из самых принципиальных вопросов концертирования — вопрос о репертуаре. И мы часто возвращаемся к нему.
На одном из заседаний клуба певица Татьяна Виноградова познакомила слушателей с неизвестными романсами А. Рубинштейна и Н. Метнера, а пианист Юрий Смирнов — с неоконченными произведениями для фортепиано Шуберта. Выступавшие подчеркивали необходимость постоянно расширять и обновлять концертный репертуар, возрождать незаслуженно забытые произведения, не ограничиваться лишь популярными, часто звучащими, иногда даже «запетыми» шедеврами.
Когда мы упомянули об исследовательском аспекте клубной работы, мы имели в виду, в частности, правомерность научной дискуссии. На одном из заседаний поводом для дискуссии явилось исполнение пианистом Лазарем Берманом первой, авторской, редакции фортепианного концерта Чайковского. Пианист освободил произведение от редакторских наслоений, вернул ему преимущественно лирическое звучание, гораздо более сдержанное, нежели то, к которому мы привыкли. До этого сам Л. Берман много лет исполнял концерт в общепринятой редакции. Диспут в нашем клубе, позиция большинства слушателей убедили пианиста в том, что первая редакция предпочтительнее, и тогда он решился исполнить фортепианный концерт Чайковского в авторской редакции в Большом зале консерватории. Правота позиции пианиста получила публичное подтверждение.
Пианист Евгений Могилевский, яркий представитель романтического направления в фортепианном исполнительстве, задал тон в дискуссии об отношении исполнителей и слушателей к различным музыкальным стилям, в частности к романтизму. И еще один вопрос поднял Е. Могилевский — о соотношении в творческой жизни артиста исполнительской и педагогической деятельности. Одним такое совмещение помогает и необходимо, другим — мешает. Тут необходимо учитывать особенности темперамента, характер дарования.
И еще один принципиальный вопрос стал темой обсуждения в нашем клубе: исполнять вокальные произведения зарубежных композиторов на языке оригинала или в переводе? Конечно, решить такой вопрос сразу нельзя, но уже сама постановка вопроса заставляет искать целесообразное решение.
Трудно сказать, чего бывает в нашем клубе больше — «слушаем» или «обсуждаем». Во всяком случае, то и другое вызывают интерес, а это главный стимул. Что же мы «слушаем»? Вот наша выдающаяся арфистка Вера Дулова продемонстрировала мастерскую игру на разных арфах. В другой раз выступил композитор Кирилл Молчанов. Как верно отмечалось на страницах журналов «Советская музыка» и «Музыкальная жизнь», со времен концертов Рахманинова на нашей эстраде не выступал такой яркий и самобытный талант, как К. Молчанов. А вот известный пианист профессор Алексей Аркадьевич Наседкин представил своего одаренного ученика Владимира Овчинникова, и мы вскоре стали свидетелями, что не ошибся профессор в своем ученике: В. Овчинников, продемонстрировавший свои виртуозные возможности пианиста, стал победителем конкурса имени Чайковского.
Прозвучало у нас в клубе весьма редко встречающееся в концертных программах трио для кларнета, альта и фортепиано в исполнении музыкантов высокого класса — Льва Михайлова, Юрия Юрова и Михаила Мунтяна. Концертмейстер Государственного симфонического оркестра Союза ССР альтист Михаил Толпыго показал виртуозную игру не только на альте, но и на старинном инструменте, предшественнике альта — виоль д'амур.
В ЦДРИ широко распространена такая форма клубной работы, как артистические семьи. (О такого рода выступлениях говорится в других главах этой книги.) Она практикуется и у нас, демонстрируя всякий раз мастерство и совершенство. Например, скрипач Виктор Пикайзен выступил со своей дочерью Татьяной; музицирование в шесть рук пианиста Наума Штаркмана, его сына и дочери показало репертуарные пристрастия этих музыкантов к различным музыкальным пластам — классическому, романтическому, современному. С интересом были встречены музыкальные дуэты: вокальный — сестер Карины и Рузаны Лисициан, поражающий слушателей безукоризненной музыкальностью, тонким вкусом, широким репертуарным диапазоном, и фортепианный дуэт Натальи и Александры Багдасаровых, который на сегодня можно вполне назвать лидером в ансамблях такого рода. Даже такая краткая программа дает представление о существе того, что мы «слушаем».
В работе клуба наблюдается стремление расширить узкопрофессиональные рамки его работы. С этой целью состоялись встречи с чтецами, у которых, можно сказать, слово — на стыке с музыкой. Так, например, у Антонины Кузнецовой и Ирины Чижовой художественное слово обладает яркой выразительностью и пластичностью. Многое роднит в их исполнительстве с музыкальностью. Музыканты могли поучиться у них фразировке, осмысленности и одухотворенности интонаций.
Известный джазовый пианист, автор учебников, один из немногих педагогов в этой области музыки — Игорь Бриль познакомил со своими новыми композициями, и филармоническим исполнителям было интересно приобщиться к другому жанру. Специальное заседание клуб посвятил прослушиванию композиции «Я родилась не в жизнь, а в музыку», посвященную Марине Цветаевой.
По инициативе актива был приглашен специалист по психологии общения, сотрудник кафедры психологии МГУ А.У. Харош с целью обмена мнениями по проблеме психологических особенностей артистической личности. Дискуссия охватила широкий круг проблем, включая, например, и такие, как особенности натуры артиста-художника, свойства темперамента, сущность таланта, артистическое вдохновение и т. п.
Конечно, небольшая каминная в ЦДРИ не может вместить всех желающих принять участие в работе клуба, но даже небольшой его опыт («Слушаем и обсуждаем»!), несомненно, должен стать достоянием широкого круга музыкантов в других городах, при клубах и Домах культуры.
К сожалению, солисты-исполнители (музыканты) не имеют своего профессионального творческого союза, поэтому их возможности общения ограниченны. Узкие объединения музыкантов (камерные вокалисты, арфисты, духовики, виолончелисты и др.) не могут порой решить общих проблем, касающихся всех исполнительских профессий, поэтому существование клуба «Слушаем и обсуждаем» при ЦДРИ (равным образом организация подобных клубов на периферии) представляется нужным и перспективным. Иначе говоря, такой клуб является своеобразной лабораторией, где музыканты получают возможность в творческой обстановке и с чувством заинтересованности обсудить друг с другом те или иные аспекты исполнительской работы, концертной практики.
#ЦДРИ #книга #история #домнапушечной #вмоскве #кузнецкиймост #домискусств #воспоминания #культура #искусство