Мир Алисы Селёзневой - продуманная увлекательная вселенная с яркими персонажами. В детстве зачитывался детскими повестями Кира Булычева о девочке с Земли, и, конечно же, любил мультфильм «Тайна третьей планеты», где культовая советская героиня дебютировала на экране.
После выхода мультфильма героиня стала известна всему Советскому союзу, хотя книги по этой вселенной выходили задолго до этого. Первоисточник – «Путешествие Алисы или Повесть о трёх капитанах» появился на 10 лет раньше мульта. Вообще, к 1981-му (году выхода «Тайны третьей планеты») цикл о девочке с Земли включал в себя 7 книг. В них Алиса летала в космос, путешествовала во времени, свергала тиранов и спасала целые планеты.
Интересно, что сперва Игорь Можейко (наст. имя Кира Булычева) выпускал книги об Алисе «тайком», не раскрывая своей личности. Будучи уважаемым ученым, он опасался, что коллеги и научная общественность посчитают написание детских книжек несерьезным занятием. После выхода на экраны «Тайны третьей планеты» скрывать уже не получилось.
Мультфильм стал популярен не только в Союзе. В иностранных версиях героев озвучили топовые актеры. Так, в США за Алису говорит Кирстен Данст, а за Громозеку – Джеймс Белуши. В Италии Громозеку озвучил Адриано Челентано, а во Франции профессору Селезневу подарил свой голос Жан Рено.
В нашей же версии состав актеров тоже звездный: Василий Ливанов (Громозека), Владимир Кеннингсон (Говорун), Всеволод Ларионов (профессор Селезнев). Режиссировал мультфильм Роман Качанов, в чьей фильмографии есть, в том числе, цикл мультов про Крокодила Гену.
За дизайн персонажей отвечала Наталья Орлова. По ее признанию, внешним прототипом Алисы стала ее дочь – будущая актриса Екатерина Семенова. По поводу того, кто послужил «моделью» для внешности механика Зеленого мнения расходятся. Есть версия, что это муж Натальи режиссёр Тенгиз Семенов, но есть мнение, что это сам Кир Булычев.
Самым большим вызовом для Орловой стал дизайн Громозеки. В книге он описан как «пришелец с огромными ногами, носом, похожим на воздушный шар, и 12 руками». Для традиционной анимации изобразить такое чудище было бы очень сложно.
Нужно было упростить задачу художникам, и в то же время сохранить аутентичность книжного героя. Количество рук сократили до шести. Встал вопрос, как изобразить героя огромных размеров, который постоянно находится в каком-то подобии летательного аппарата, что служит ему и одеждой. Пребывая в творческих муках на кухне своей квартиры, Наталья обратила внимание на консервную банку из-под кукурузы. И ее осенило.
Сценарий написал сам Кир Булычев. Не знаю, каково было писателю так сильно урезать сюжет первоисточника. Многие куски из книги выкинули для того, чтобы уложиться в хронометраж.
Действие перенесли из XXI века в XXII-й. Исчезла часть значимых героев. Например, отсутствует капитан корабля «Пегас» Полосков. Его функции в мультфильме взял на себя механик Зеленый. Количество капитанов сократили с трех до двух (уроженца с планеты Фикс, которого в конце спасают из пиратского плена, решили убрать из сюжета).
Космический пират Крыс, что работал в тандеме с Весельчаком У, в книге имел насекомовидную внешность. В мультфильме он сменил имя на Глот и стал выглядеть совсем по-другому.
В целом же, это очень крутой советский мультбоевик. На создание неповторимой атмосферы работают гротескная анимация и футуристичная музыка. Единственный момент, который мне не зашел – безэмоциональность персонажей. Герои ведут себя и общаются слишком спокойно и размеренно даже в смертельно опасных ситуациях.
После успеха мультфильма зрители захотели еще приключений Алисы на экране, и они их получили. Самой известной из этих экранизаций стал телефильм «Гостья из будущего». Там героиня продолжает противостоять космическим пиратам, но уже в XX веке.