Бизнес-тренеры и лайфхак-эксперты уже составили свои топы бизнес-идей на 2023 год. Мы* не относимся ни к первым, ни ко вторым, но расскажем про сегмент бизнеса, который почему-то остался без внимания у «гениальных». Это VR- и AR-технологии.
*Компания Vizzion, чей Дзен вам попался благодаря хорошей работе маркетологов, является крупнейшим дистрибьютором и импортером ведущих мировых компаний-производителей: Dell, HP, HTC, Lenovo, Pico Interactive, Rokid, DPVR и др. Мы разрабатываем программное обеспечение и игры, а также внедряем XR-технологии в бизнес и повседневную жизнь.
Прогнозы развития VR и AR в России показывают, что рынки виртуальной и дополненной реальности стремительно развиваются, с 2020 года прирастая в год на 37%, неплохо?* И внедряются в самые разные сегменты: маркетинг, дизайн, образование, строительство и тд.
Рынок VR и AR в России, по сравнению с западным – это червячок рядом со змеем, но растёт такими темпами, что прогнозы могут за ним не поспеть, а они говорят - в 2021 году объём рынка был 3 млрд, а к 2025 году будет уже 7 млрд рублей.*
Пора превращать термины «искусственный интеллект, машинное обучение, виртуальная реальность, криптовалюта» в валютные рублёвые бумажки и уже начинать двигаться в российских реалиях. А у нас тенденции заманчивые. 😊
***
B2C
1. Бизнес на эмоциях
Этот сегмент рынка сейчас развивается в нашей стране быстрее, чем разработка нового IPhone. Люди всегда жаждут эмоций: начиная от гладиаторских боёв и заканчивая массажем с феями. Наш мозг всегда стремится попробовать новое, а раз серое вещество завибрировало, появляются деньги и хозяин рабочей коробочки готов платить. Цинично? Как есть. Потребность к развитию этого сектора огромная, но есть условие – качественное развитие. Бессодержательный контент уже никому не нужен, а возможность пережить определённые эмоции даёт сразу массу перспектив.
VR-симуляторы. Симуляторы – полезная технология для бизнеса: от уроков химии до профилактики фобий, и разработчики программ для VR-симуляторов могут написать сценарии, ограниченные лишь воображением.
VR-клубы. Не все хотят покупать XR-оборудование, но те, кому оно не нужно всё равно любят сходить в VR-клуб и проветриться. Загрузиться компанией или семьёй и хорошо провести выходной день.
2. Дистрибьюция
Благо сейчас каждый второй умеет пользоваться маркет-плейсами по типу Ozon, Wildberries, Яндекс.Маркета, и каждый третий на них покупает. Сервис, где можно купить одновременно кроссовки и гарнитуру даст 100 очков вперёд остальным интернет-магазинам.
Присмотритесь к тому, чтобы начать продавать гарнитуры и аксессуары к ним на этих площадках. Сложность возникнет, если не в поиске поставщиков, которых найти не так и сложно, то в продвижении товаров, ведь конкуренция сейчас колоссальная. Выбор огромный и нужно оказаться лучшим – хорошая мотивация для бизнеса. О, сколько мелочей надо учесть: от яркой фотосессии (по правилам маркет-плейса) до написания характеристик товара, но – это более, чем возможно. Если есть финансовая подушка, желание и 2-3 друга-родственника, кто сможет помочь, почему нет. Дерзайте!
3. Аренда
Большим спросом, как показывают аналитические заметки на просторах интернета, будет пользоваться аренда VR- и AR-гарнитур. Microsoft сдаёт в аренду свою MR-гарнитуру Hololens2 (почти за полмиллиона рублей) промышленникам и производителям, чтобы те попробовали прежде, чем инвестировать, и убедились в наличии заявленных свойств. Почему не применить эту практику в развлекательном сегменте.
Могут быть мероприятия попроще – корпоративы, дни рождения, конференции или просто альтернатива вечеру с плойкой (PSP) или зомбоящиком.
Если речь о выездных мероприятиях, то оффер «Подарите ребенку незабываемые эмоции в виртуальной реальности» может сработать 10/10 (если сайт и лэндинг оформлены не тяп-ляп) и дать первые заказы.
Для компаний лучше продвигать идею, связанную с новым форматом планерок-встреч, особенно, если надо связаться с иностранными партнерами. Удалённая, защищённая связь с возможностью тут же вносить правки в проекты, а не только обсуждать заинтересует многих, и, поверьте, западные Джорджи оценят выход за рамки Zoom, Telegram. Не все компании захотят закупать «парк» гарнитур, но аренда – это другое дело.
Для оффера с арендой на дом тоже все понятно. Сократить время клиенту (добавить в свой ежедневник пару встреч), представив ему интерьер дома, квартиры для осмотра, не выходя из офиса. Сразу оговоримся, аренда фильмов 18+ это не совсем легально, могут возникнуть проблемы – будьте аккуратнее.
Сегмент B2C занимает порядка 10% от общего отдела рынка VR/AR-технологий.
B2B
1. Маркетинг
Бизнес готов платить за рекламу, которая приводит клиентов. Сейчас на рынке не так много «акул виртуального маркетинга», поэтому конкуренция лишь начинает окрашиваться в красный цвет (вспомните стратегию голубых океанов). Ролики, сайты, реклама на билбордах – виртуальную реальность можно применить везде. Больше 90% организаций уже используют или рассматривают вариант применения VR- и AR в рекламе.
VR-презентации продукта постепенно заменяет обычную демонстрацию товара, наполнив её яркой визуализацией и практическими элементами. VR-презентация позволит увидеть возможности продукта, которые нельзя представить на мероприятии, допустим, массу деталей или какой-то процесс: трансформации, строительства; показать товар в движении, если это механизм или что-то подобное. Или представить изменение продукта (человека 🤭): до и после. Вариантов множество и все их VR-презентация великолепно визуализирует.
VR-каталоги для маркетинга – это возможность представить ассортимент товаров максимально широко, а также дать по нему информацию в увлекательном не замыленном формате, когда пользователь может сам изучать каждый товар. Мебель, техника, дома, обувь – маркетологам нужно воображение для представления этих товаров в VR, а само создание VR-инструмента – это разработка.
2. Разработка
В эту сферу надо заходить с командой IT-специалистов, которые готовы пробовать и рисковать. Наступила эпоха разработки решений – это создание ПО под конкретные задачи компании, которое сейчас востребовано больше, чем поездка в Турцию на 10 дней. Например, разработка урока ОБЖ для 5-классников или симулятора оперирования после инсульта. Рынок есть, нет специалистов. Даже конструкторы по созданию приложений существуют – делай-не-хочу.
Итак, спрос на программные продукты будет повышаться в геометрической прогрессии. Это различные ПО для тренажёров – отработка последовательности действий – это, в сущности, программа обучения для любой компании. Навигационные приложения, виртуальные гиды. Презентации, экспозиции, каталоги. Выставочные и музейные приложения с метками. Образовательные решения. Игры, конечно. Развлекательные приложения для продвижения, допустим, примерка обуви или обоев. Каждая компания будет заказывать ПО, которое сможет открыть дорогу обычному потребителю через увлекательный контент на смартфоне. И много, много другого.
3. Внедрение VR-решений
Сложность интеграции решений виртуальной реальности в 2022 году в бизнес и производство заключается в том, что большая часть ЛПР (лицо принимающее решение) просто не знают, зачем им это. Стать соединяющим звеном между технологиями и бизнесом – это ниша, которая будет востребована в ближайшие пять лет точно. Нужно иметь углубленные знания, понимать, какая AR- или VR-технология применима и соотносима с бизнес-моделью компании, как она поможет достигнуть поставленных целей.
Не обязательно иметь свою XR-студию с разработчиками или целый парк VR-гарнитур, достаточно иметь выходы на эти студии и парки и понимание ценности для той или иной компании, чтобы продавать интеграционные решения. Ораторское искусство и свободное время для презентационных кампаний тоже не помешает.
Сегмент B2В занимает порядка 70% от общего отдела рынка VR/AR-технологий.
***
Несмотря на то, что многие корпорации и крупные компании в России уже внедрили VR/AR-технологии в свою инфраструктуру (Газпром Нефть, Роснефть, РЖД, Сибур, РусГидро, Пятёрочка, Перекрёсток) нельзя сказать, что период ознакомления с инновациями в нашей стране прошёл. Это будет происходить через малый и средний бизнес (который взаимодействует с населением), привлекающий технологии в разные области и на решение самых разных по объёму и значительности задач, поэтому денежный, а одновременно информационный поток пойдёт через средние сегменты.
Мировая картина показывает катастрофическую нехватку XR-контента (наблюдается даже на западном острове, при наличии оборудования и регулярного выпуска новинок). Мы стоим практически у истоков создания XR-контента, которым потом будем пользоваться, как приложением погоды. 🙂
Такие вот пирожки для котяток 🐱… с пикселями.
* https://www.tadviser.ru
#VR-технология #vr-бизнес #vr-решения #бизнес #инвестиции