Китайская традиционная живопись: интересные истории

767 прочитали

Император Сун Хуэйцзун, "Благородные журавли, 1112 год, Музей провинции Ляонин, Шэньян, Китай. Фрагмент.
Император Сун Хуэйцзун, "Благородные журавли, 1112 год, Музей провинции Ляонин, Шэньян, Китай. Фрагмент.

Традиционная китайская живопись известна своим особым стилем. Когда зародилась китайская живопись? Какой смысл несла? Художники просто наблюдали за окружающим миром и пытались запечатлеть его на картинах? Что было в их сердцах, когда они разрабатывали свой художественный стиль, постоянно обращаясь к прошлому? Давайте рассмотрим эти вопросы с помощью историй.

Живопись похожа на отпечаток сердца художника. Говорят, чтобы оценить китайскую живопись, нужно ее понять. Китайский художник создавал свои работы самыми простыми средствами: кистью и тушью на бумаге. Те же средства использовались для создания каллиграфии. Западные техники масляной живописи получили распространение в Китае только в начале 20-го века. Китайские художники использовали одни и те же основные материалы на протяжении веков. Китайская живопись - одна из старейших непрерывных художественных традиций в мире.

История китайской живописи

Самые ранние картины были декоративными и состояли из нарисованных узоров из спиралей, зигзагов, точек или животных. В период воюющих царств (403-221 гг. до н.э.) художники начали изображать окружающий мир. Изобретение бумаги в первом веке нашей эры обеспечило дешевое и широко распространенное средство как для письма, так и для рисования и определило ход их развития. Техника рисования на водной основе и каллиграфия стали важными элементами искусства, художники выбрали более графический подход к изображению предметов в своих картинах.

В последующие периоды художники изображали мифологических божеств и многочисленные обряды. Китайская пейзажная живопись была основана в четвертом веке нашей эры. Во времена династии Тан (618-907) художники изображали идеализированную ландшафтную среду с небольшим количеством объектов. При династии Сун (960-1279) портретная живопись стала более изощренной. Она достигла своего расцвета во времена династии Мин (1368-1644).

Традиционный китайский художник пытался передать внутреннюю сущность, энергию, жизненную силу и дух изображаемого предмета. Картина была не просто записью чувственного опыта, но и отражением души художника. Это было откровением его личности и выражением глубоко укоренившихся ценностей.

Ся Гуй, "Чистый и отдаленный вид на ручьи и горы", 13 век, Национальный дворец-музей, Тайвань. Фрагмент.
Ся Гуй, "Чистый и отдаленный вид на ручьи и горы", 13 век, Национальный дворец-музей, Тайвань. Фрагмент.

Китайские художники не стремились изображать реалистичные образы или идеальные формы. Для них слияние изображения и мысли составляло суть искусства. Вот почему некоторые из самых знаменитых китайских поэтов обычно были и учеными, и художниками.

Живопись династии Тан

Традиция живописи династии Тан (618-907) породила много великих художников. Некоторые императоры становились талантливыми каллиграфами и художниками и придерживались научных идеалов. Чаще всего они нанимали художников, чьи образы подчеркивали достоинства их правления.

Янь Либэнь (около 600-673) был одним из великих художников династии Тан. Он происходил из аристократической семьи и начал свою карьеру при императорском дворе Тайцзуна (р. 626-649). Он был главным придворным художником в течение трех царствований. Янь Либэнь был ученым и премьер-министром при императоре Гаоцзуне (р. 649-683). Тем не менее, Янь Либэнь был известен в основном как художник.

Китайская портретная живопись

Китайская портретная живопись направлена на увековечение памяти, в первую очередь, богатых и могущественных. Вероятно, самой известной картиной Янь Либэня является серия, изображающая тринадцать китайских императоров. Физиогномика (искусство выявления темперамента и характера по внешнему виду) была очень важна для китайских художников. Они пытались изобразить императоров фронтально. Однако здесь художник выбрал другой подход по другой причине.

Янь Либэнь, "Тринадцать императоров", "Император У Цзинь", 7 век, Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Фрагмент.
Янь Либэнь, "Тринадцать императоров", "Император У Цзинь", 7 век, Музей изобразительных искусств, Бостон, Массачусетс, США. Фрагмент.

Янь Либэнь запечатлел индивидуальное выражение лица и уникальные личности каждого из своих персонажей. Композиция из тринадцати императоров передает иерархию властителей. Ограниченная цветовая палитра, рисунок линий на соответствующем фоне подчеркивают достоинство фигур.

Се Хэ, другой китайский художник, также подал пример будущим художникам в своих "Шести канонах искусства". Художник сформулировал свои каноны в шестом веке н.э. Художник должен “выражать жизненный дух своих предметов, очерчивать их формы и изображать их внешний вид с помощью красок”. Он также должен тщательно расположить их на плоскости картины. Разделяя форму и цвет по разным законам, он описал “технику контура и цвета”, отличительную особенность китайской живописи.

Живопись династии Сун

Династия Сун (960-1127) была золотым веком живописи в Китае. Одним из талантливых художников во времена правления династии Сун, был Хуан Цзундао (ок. 1120).

Хуан Цзундао, "Охота на оленя", около 1120 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Фрагмент.
Хуан Цзундао, "Охота на оленя", около 1120 года, Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США. Фрагмент.

Стилизуя лошадь, летящую в небе, Хуан Цзундао использовал свое воображение. Художник попытался передать сущность духа лошади, как описано в "Шести канонах искусства" Се Хэ. Тем не менее, есть некоторое формальное сходство изображения с реальностью.

Символизм в китайской живописи

В китайском искусстве и в живописи, в частности, много символизма. Переходя к более символическому представлению мира, некоторые китайские художники сосредоточились на интроспективном созерцании. Эти картины были настолько пропитаны скрытым смыслом, что их уже сложно было понять. Деревья, цветы и птицы представляли собой реальные объекты, но также они начали представлять символы.

Император Сун Хуэйцзун, "Благородные журавли", 1112 год, Музей провинции Ляонин, Шэньян, Китай. Фрагмент.
Император Сун Хуэйцзун, "Благородные журавли", 1112 год, Музей провинции Ляонин, Шэньян, Китай. Фрагмент.

Нарисованные в 1112 году, "Благородные журавли" приписываются императору Хуэйцзуну (р. 1100-1126), чье описание сопровождало картину. Он написал, что однажды вечером облака внезапно сформировались в массы и осветили главные ворота дворца. Затем появилась группа журавлей, парящих над дворцом, и два из них взгромоздились на крышу.

Хотя эта картина основана на реальном событии, в ней царит сказочная атмосфера. Определяя тему, художник учитывал символические значения, которые присутствуют во многих других подобных произведениях искусства.

Журавли были популярным мотивом в китайской живописи. Журавль - один из самых распространенных символов долголетия. Они могут означать высшую степень придворного статуса в императорском Китае. Журавли взмывают в голубое небо, как будто пытаясь достичь острова Бессмертных. Они раскрывают стремление художника к долголетию и прочному фундаменту любого предприятия. Император надеялся, что небеса благословят его правление.

 Традиционная китайская живопись известна своим особым стилем. Когда зародилась китайская живопись? Какой смысл несла?-6

Однако удача отвернулась от императора Хуэйцзуна. Его обвинили в падении династии Северная Сун (960-1127). Он умер в тюрьме после вторжения чжурчжэней, но до сих пор его помнят за вклад в искусство. Император Хуэйцзун помог основать императорскую академию живописи.

Академия пыталась продвигать технику гунби или тщательный реализм в живописи. Эта техника очень точно разграничивает детали, без выразительных вариаций. Ма Юань, один из величайших китайских художников, использовал данную технику. Император также создал Тонкий золотой стиль каллиграфии. Если сравнить стиль императора с работами Чжао Мэнфу, известного каллиграфа 13 века, разница становится очевидной. Мазки императора Хуэйцзуна тонкие и могут выдать его чувствительную натуру, в то время как мазки Чжао Мэнфу полны силы и динамизма.

Император Сун Хуэйцзун (пример каллиграфии), 12 век. Фрагмент.
Император Сун Хуэйцзун (пример каллиграфии), 12 век. Фрагмент.
Чжао Мэнфу, "Сказание о богине реки Ло", каллиграфия, 13 век. Фрагмент.
Чжао Мэнфу, "Сказание о богине реки Ло", каллиграфия, 13 век. Фрагмент.

Поэтические и живописные образы работают в тандеме, чтобы выразить внутреннее состояние художника. Поэтические надписи стали неотъемлемой частью композиции. Получатель картины часто добавлял надпись в качестве собственного “ответа”. Китайский художник не закончил свою картину, когда отложил кисть. Картина продолжала развиваться, поскольку более поздние владельцы добавляли свои собственные надписи. Таким образом, произведение искусства содержало запись его передачи, которая охватывает более тысячи лет.

Значение в китайской живописи

Смысл китайской живописи отличается от ее азиатских аналогов, например, индийских или тайских. Во многих случаях китайские художники изображали светские предметы со скоростью и движением, преследуя духовные цели. Как мы видели, многие предметы выглядят как застывшие во времени. Напротив, серия изображений в индийском искусстве обычно служила средством повествования.

Несмотря на все художественные достижения, период высокого символизма не стал классическим для китайских художников. Классический период в западном искусстве основан на порядке и структуре, тогда как ни один период в китайском искусстве нельзя считать классическим. Когда китайский художник адаптировал стиль раннего художника, он с большей готовностью модифицировал его, передавая новые значения. Затем он сделал смешанный стиль более индивидуальным. Этот подход проводит параллель с западным искусством начала двадцатого века с его стремлением к экспериментам. Художественное самовыражение стало личным опытом.