Когда упоминаешь слово "депортация", тут же в памяти всплывают страницы из истории нашей страны. Великое сталинское принудительное переселение народов – это одно из самых трагичных событий прошлого. Поволжские немцы, крымские татары, калмыки, чеченцы с ингушами, корейцы и китайцы с Дальнего Востока — общее число депортированных уверенно перешагнуло цифру 2 миллиона человек.
Но при всей своей трагичности и масштабе это не самая большая депортация в мировой истории. Принудительное переселение немцев из Восточной Европы – вот самое массовое перемещение одного народа. 10 миллионов человек были выселены после окончания Второй мировой войны с территорий Чехословакии, Польши, Венгрии и Югославии. Великий исход продолжался 5 лет – с 1945-го по 1950 годы и проходил он отнюдь не мирно. Число погибших в результате высылки составило около 600 000 человек.
Причины
10 миллионов этнических немцев на негерманских территориях – цифра громадная. Откуда они там взялись? Всё дело в имперском прошлом Германии. Как мы помним из истории, в Первую мировую войну Германская империя вступила наиболее развитой в промышленном и военном показателе страной мира. А после поражения странами-победительницами от империи были отторгнуты значительные территории, разумеется, вместе с проживающими на них населением. Так в Польше оказалось 2 миллиона немцев, в Чехословакии 3 миллиона, а всего вне Германии после Первой мировой проживало около 7 миллионов этнических немцев.
Идеальной мирной жизни на этих землях не было. Но и до массовых погромов дело тоже не доходило. Стычки и конфликты происходили, но без массового исхода. Однако действительные и мнимые притеснения немцев стали прекрасным поводом к развязыванию Второй мировой. К началу нападения Германии на Советский Союз, в ее составе уже к тому времени была Судетская область Чехословакии, населенная преимущественно немцами и польская часть Западной Пруссии.
Фольксдойче ("этнические германцы", жившие за пределами страны) отнюдь не были невинными овечками. Они встречали своих земляков цветами и выброшенной вверх рукой с криками "хайль!". А в годы оккупации стали надежной опорой рейха. Естественно коренное население их ненавидело. И когда Третий рейх оказался повергнут и оккупированные территории отошли обратно Польше, Чехословакии и другим странам, начался "великий исход" немцев.
Однако это была еще не депортация. Для нее нужно было политическое решение и не на уровне отдельно взятой страны. И такое решение было получено. В заключительном протоколе Потсдамского соглашения пункт XII предусматривал организованную массовую высылку всего немецкого населения из Польши, Чехословакии и Венгрии обратно в Германию. И вот это было уже началом настоящей депортации.
Чехословакия
Чехи начали мстить второму по численности народу в стране сразу после победы. На уровне правительства или местных администраций принимались правила и ограничения, которые касались всех проживающих немцев. Так, немецкое население было должно:
- носить повязку с буквой "N" (немец);
- посещать магазины в строго установленное время;
- регулярно посещать полицейские участки для отметки;
- сдать в добровольном порядке все движущие средства, вплоть до велосипедов.
Но куда больше было запретов. Причем некоторые из них поражают своей жестокостью и абсурдностью. Немцам запрещалось иметь радиоприемники и стационарные телефоны. Им нельзя было ездить на общественном транспорте и ходить по тротуарам! А уж про разговор на немецком в общественных местах и упоминать не стоит
Справедливости ради стоит сказать что большинство запретов принималось на уровне городских или сельских администраций и они не были массовыми, но имущества, сельхозугодий и всей собственности немцев лишали согласно декретам, принятым правительством Чехословакии.
История сохранила случаи резни и погромов в отношении немецкого населения. Такие события как Брюнский марш смерти, Устицкая резня или Пршеровский расстрел оставили за собой кровавый след и тысячи погибших женщин, детей и стариков.
После принятия Потсдамской декларации депортация немцев из Чехословакии приняла всеобщий характер. Страна была поделена на округа, в каждом из которых назначался свой ответственный за переселение немецкого населения. Тысячи людей, сопровождаемые вооруженным конвоем, шли пешком по дорогам, катя в тележках нехитрые пожитки. К декабрю 1947 года из страны было выселено 2 миллиона немцев, а полностью от второго по численности народа Чехословакия избавилась к 1950 году.
Польша
В Польше депортация проходила немного по иному сценарию. До войны на территории этой страны проживало около 4 миллионов немцев. Жили они компактно на территориях, которые ранее были частями немецких областей Саксония, Померания и Западная Пруссия. В мае 1945 года премьер-министр временного правительства Польши Болеслав Берут подписал указ, по которому вся брошенная немецкая собственность переходила в руки государства. В западные области страны потянулись поляки–переселенцы, которые стали рассматривать всю частную собственность немцев как брошенную. Они занимали дома и хутора, выгоняли немцев жить в коровники, свинарники и на чердаки.
Из страны потянулись колонны беженцев. Но массовой депортации на уровне государства первоначально не происходило. Дело в том, что Польша довольно активно стала использовать труд взрослого немецкого населения по восстановлению страны. Трудоспособные содержались в специальных лагерях и по воспоминаниям, жизнь там была ужасной, а процент смертности очень высок.
Лишь в 1949 году Польша решила избавиться от всего немецкого населения, и через год вопрос был закрыт – немцев в стране не осталось.
Венгрия и остальные страны
В годы войны Венгрия стала союзницей Германии. Быть немцем там в начале 40-х считалось очень выгодной партией. Многие венгры даже специально меняли себе фамилию на немецкую, чтоб стать как "элитная" раса. Вот они-то вместе с этническими немцами и попали первыми под депортацию. В декабре 1945-го венгерское правительство издало Указ "О депортации изменников народа". Из страны было выслано около 600 тысяч человек, а все их имущество конфисковано.
В Югославии немцев выселяли в основном из Словении, Хорватии, Воеводины и из Белграда. В Румынии – из Трансильвании, в Советском Союзе – из Калининградской области и из Клайпедского края Литовской ССР.
Итоги
Общий учет изгнанных в масштабах всей Европы никто не вел. Это позже немецкая общественная организация "Союз изгнанных", которая объединила всех депортированных и их потомков, обнародовала цифру в 12–14 миллионов человек. При этом число погибших составило около 2 миллионов человек. Оценка была сделана еще в 50-х годах.
Однако современные исследования позволяют говорить о цифре в 500–600 тысяч подтвержденных смертей. И это не только те люди, которые погибли в результате погромов и резни, а по большей степени те, кто умер от голода и лишений после переселения в Германию. Надо понимать, что страна в ту пору лежала в руинах, а на родину по большей части возвращались женщины, дети и пожилые, которые не имели возможности обустроиться на новом месте. Они были предоставлены сами себе и выживали кто как мог. Большое число было тех, кто кончал жизнь самоубийством.
О самой массовой депортации в мировой истории на Западе не принято вспоминать. В Германии "Союз изгнанных" так и не может создать музей и поставить памятник жертвам депортации. А правительства Чехии и Польши до сих пор считают свои действия не противоречащими закону и никаких извинений приносить не думают. Зато о сталинской депортации народов нам без устали напоминают как о чудовищном геноциде собственного народа.
У каждого народа, у каждой страны своя правда, свой взгляд на события прошлого. Выражается это не только в отношении к "неприятным" страницам своей истории, а и даже к событиям мирового масштаба:
(При написании статьи была использована информация с сайтов: pobedarf.ru; ru.wikipedia.org; kp.ru; russian7.ru)