Найти в Дзене
Международная панорама

За нами наблюдают — что полезно-19

Оглавление

Мой любимый британский еженедельник «Экономист», который я ценю за спокойный тон и взвешенность оценок, пусть они и не всегда нам по нраву, опубликовал статью в связи с объявленной у нас 21 сентября частичной мобилизацией. Те, кто регулярно читает мой канал, знают, что я с самого начала поддерживал идею полковников Гиркина и Квачкова о частичной мобилизации, высказанную ими ещё весной, когда путинская СВО отчаянно увязла на Украине. Поэтому я приветствовал путинский указ и сам, не смотря на свой возраст, готов отправиться на фронт.

Однако это не значит, что я смотрю на обстоятельства, которые вынудили Путина пойти на этот весьма и весьма запоздалый шаг, некритически. Отчасти мои оценки совпадают с оценками моих британских коллег. Но даже вне зависимости от этого, считаю, что моим мыслящим читателям (замшелую запутинскую плесень или, по Кургиняну, ура-идиотов я в расчёт, как всегда, не беру) очень даже не помешает ознакомиться с тем, как видят ситуацию мыслящие люди Запада и вовсе не русофобы.

Путин объявляет частичную мобилизацию

Успехи Украины вынуждают Кремль идти на отчаянные меры

Впервые с начала войны России на Украине в Москву вернулось чувство чрезвычайной ситуации. В течение семи месяцев Владимир Путин заверял россиян, что все идет по плану. Но в речи 21 сентября, после нескольких недель украинских наступлений, он сказал им, что ему нужно больше людей. Россия, по его словам, подвергается нападкам со всего Запада. Требовалась «частичная мобилизация» для защиты как себя, так и жителей оккупированных ею территорий в Украине, просивших о включении в состав России. И он пригрозил применить ядерное оружие, чтобы защитить Россию от того, что он назвал попытками Запада ее уничтожить.

Хореография речи г-на Путина была поспешна. 20 сентября официальные лица назначенных Кремлем правительств оккупированной Украины потребовали, чтобы Россия их аннексировала. Через несколько часов российский парламент поддержал их обращение. Территории объявили, что референдумы об аннексии, отложенные во время контрнаступления Украины, пройдут с 23 по 27 сентября. Тем временем Дума приняла закон, открывающий путь к частичной мобилизации. Выступление Путина, назначенное на вечер, было отложено до следующего утра без объяснения причин.

Многие ожидали мобилизации в мае, когда русские войска наступали. Заявление об этом после контратаки украинских войск выглядело провалом. Необходимость призыва также противоречила оптимистичным цифрам потерь, представленным после речи г-на Путина министром обороны Сергеем Шойгу. Он утверждал, что Россия потеряла менее 6000 человек.

На самом деле российская армия понесла тяжелые потери. По словам Шойгу, для затыкания дыр будет мобилизовано 300 000 резервистов. Раньше резервистам, отправленным воевать на Украину, предлагали дополнительные деньги, и они могли отказаться; по новому указу не могут. Указ также вводит политику стоп-лосса, позволяющую военнослужащим оставаться на службе на неопределенный срок. Предыдущие усилия по вербовке, включая использование наемников и осужденных, явно не увенчались успехом.

Г-н Шойгу пояснил, что это не была всеобщая мобилизация. Из 25 млн человек мобилизационного резерва будет призван только 1% — те, кто проходил военную службу и имеет специальные навыки, хотя в самом указе не было ни одной из этих оговорок. Обещание 300 000 новых солдат основано на шатких предположениях, утверждает Дара Массикот, эксперт исследовательского центра Rand. По её словам, за последнее десятилетие российская система найма развалилась; уклонение от призыва является эндемичным. И даже если удастся найти достаточно людей, они не составят эффективную военную силу.

Путин пообещал призывникам дополнительную подготовку, но многие из офицеров, которые могли их обучить, уже мертвы или находятся на передовой. Еще одно ограничение — оборудование. На данный момент Россия потеряла не менее 1155 танков. И поскольку он уже завербовал самых националистически настроенных или отчаявшихся в финансовом отношении ветеранов, те, кого сейчас призывают, вряд ли будут полны энтузиазма.

Но даже в этом случае частичная мобилизация поможет военным усилиям Путина. В противном случае зимой ситуация может стать «катастрофической», говорит Роб Ли из Королевского колледжа Лондона, когда с фронта уйдут добровольцы по краткосрочным контрактам. Резервисты могут пополнить истощённые батальоны, но в полной мере это проявится только в следующем году. Это говорит о том, что у Украины есть окно возможностей, прежде чем российская армия сможет восстановиться. Она продолжит наступление на западный берег Днепра в Херсонской области и наступление в обход границы Донецка и Луганска на востоке.

Так называемые референдумы, которые Кремль планирует провести в Донецкой, Луганской, Херсонской и Запорожской областях под прицелом российских оккупантов, несомненно, принесут подавляющее большинство голосов за аннексию. Поскольку г-н Путин говорит, что он будет использовать ядерное оружие для защиты территории России, включение оккупированных регионов в состав этой территории неявным образом распространяет на них ядерный зонтик. Он отметил, что это «не блеф».

Но его речь обнажила его проблемы. Большинство россиян согласились на вторжение, понимая, что оно не повлияет на их собственную жизнь. Опросы общественного мнения показывают, что большинство поддерживает войну, но только воинственное меньшинство поддерживает мобилизацию. Однако после поражений России на Харьковщине это меньшинство стало громче. Фанатики на государственном телевидении и в социальных сетях также призывают к официальному объявлению войны и выравниванию украинской инфраструктуры.

Тем временем издержки войны подорвали поддержку более тихих сторонников Путина. 18 сентября Алла Пугачева, поп-дива советских времен, чья слава в России соперничает со славой «Битлз» на Западе, призвала к прекращению войны, в которой «наши мальчики гибнут за иллюзорные цели» и «которая превратилась в нашу страну в изгоя».

Растущая уязвимость г-на Путина вынудила его встать на сторону более кровожадной части своего электората. Однако частичная мобилизация лишь отчасти удовлетворила их. Опросы независимого социологического агентства «Левада» показывают, что молодые люди меньше внимания уделяют войне и еще меньше готовы умереть на ней. 20 сентября Google зарегистрировал всплеск запросов «как уехать из России» (см. график). После выступления Путина билеты на прямые рейсы из России были раскуплены за считанные минуты.

-2

Мобилизация, одно из самых непопулярных решений президентства Путина, рискует вернуть войну домой. После того, как коллеги Алексея Навального, лидера российской оппозиции, находящегося в заключении, призвали к протестам, в Москве и более чем в 30 других городах вспыхнули демонстрации. Около 1300 человек были арестованы, и, как сообщается, некоторым были вручены повестки. Как Россия обнаружила в 1917 году, может быть рискованно давать оружие людям, которые не хотят воевать.

© Перевод с английского Александра Жабского.

Оригинал.

Приходите на мой канал ещё — буду рад. Комментируйте и подписывайтесь!

Приглашаю также на мои Telegram-канал международной аналитики и контрпропаганды «Сегодня в мире» и официальный сайт https://www.zhabskiy.ru