Сегодня в мире проживает более 80 миллионов корейцев. Большая часть из них – более 71 миллионов человек – проживает на Корейском Полуострове. Остальные 8-9 миллионов проживают за пределами исторической Родины. География расселения зарубежных корейцев достаточно широка и представлена на всех континентах мира. Самые многочисленные зарубежные диаспоры корейцев проживают в Китае (2млн. чел), США (2 млн.) и на пространстве СНГ (500 тыс. чел.). В России проживает 153 156 корейцев по данным переписи 2010 года (данные за по переписи 2021 года еще обрабатываются).
Российские корейцы в большинстве своем сохранили внешние антропологические признаки, они частично продолжают соблюдать свои традиции и обычаи, которые также подверглись изменениям. Они давно перешли на русский язык в качестве основного разговорного.
Наверняка у многих жителей России есть друзья или знакомые корейской национальности, с кем то вместе учились, служили в армии, вместе работали. Есть среди российских корейцев известные имена - Виктор Цой, Юлий Ким, Анита Цой, Анатолий Ким и др. Сегодня корейская диаспора, наряду с другими многочисленными народами страны, вносит свой вклад в развитие России, во многих сферах.
Но когда и каким образом в России появилась корейская диаспора?
По поводу времени переселения первых корейцев из Кореи в Россию
трудно говорить о точной дате. Однозначно можно сказать, что процесс этот начался практически сразу после включения приамурских территорий в состав Российской империи согласно Айгунскому договору 1858 года и Приморья согласно Пекинскому трактату 1860 года.
Следовательно, примерное время начала движения корейцев из Кореи на территорию российского Дальнего Востока вполне очевидно - начало 60-х годов XIX века.
Главной причиной переселения корейцев на российский Дальний Восток была политическая ситуация в Корее, в которой народ подвергался жестокому политическому гнету со стороны властей. Эта причина была тесным образом связана и с экономической ситуацией в Корее того времени. Жизнь на грани голода толкала простых людей в поисках лучшей жизни в относительно благополучные земли Приморья под покровительство «Белого Царя». Успешный опыт первых поселенцев в Российской империи послужил толчком к дальнейшему росту массового движения корейцев из Кореи, преимущественно из северных провинций. К тому же, стихийные бедствия в Корее 1869-1870 гг., повлекшие гибель значительной части урожая, усугубили и без того непростое положение корейских крестьян и усилили миграционные процессы.
Отношение к корейским мигрантам в российском Приморье всегда было неоднозначное. Со сменой администрации в крае менялось и отношение к корейцам. В первые годы российские власти были рады видеть у себя корейских иммигрантов, однако с самого начала возникли опасения, что скопление корейцев вблизи русско-корейской границы может привести к нежелательным последствиям. С тех пор официальные власти разрывались между желанием использовать труд работящих корейцев и боязнью, что корейская колонизация пойдет слишком уж успешно, и Приморье однажды станет не русским, а корейским.
Расселение корейцев на территории Дальнего Востока России происходило крайне неравномерно. Переселенцы оседали на обширной территории, зачастую на значительном удалении от русских поселений. Эти поселения образовывали изолированные этнические зоны.
Другие переселенцы поселялись в смешанных по национальному составу районах, где процесс воздействия внешнего иноэтнического окружения происходил наиболее активно.
В районах со смешанным национальным составом населения корейцы имели возможность для активных контактов с русским населением. Здесь корейцы довольно быстро усваивали элементы иноязычной культуры, русский язык, перенимали привычки и обычаи русского населения.
Вот что написано в трудах Амурской экспедиции: «…нужно удивляться тому, как местная администрация недостаточно оценила описанные свойства корейцев и в полной мере не использовала их стремления к обрусению. А стремления эти велики, особенно там, где корейцы находятся в постоянном соприкосновении с русскими».
В приисковых районах, в больших центрах Амурской области, в Николаевске, Хабаровске, во Владивостоке и других городах корейцы сильно поддавались ассимиляции. Среди них преобладали русские одежды, большинство из них понимало по-русски.
Заместитель министра внутренних дел в своем представлении в Государственную Думу прямо указывал: «что касается способности корейцев ассимилироваться с русскими, то надлежит заметить, что в районах близкого соприкосновения их с русскими ассимиляция идет всегда успешно…».
Корейцы изолированных этнических районов держались обособленно от русского населения. Возникновение таких зон расселения было следствием не прекращавшейся стихийной миграции корейцев, из-за чего местная администрация не всегда имела возможность проконтролировать порядок заселения корейскими мигрантами своих обширных территорий.
Как отмечал В. В. Граве: «Контроль над корейцами ничтожен. Они оставлены на произвол судьбы, ведут обособленную жизнь и появление среди них русских властей сопряжено лишь со взысканием установленных пошлин, которые подчас остаются на руках сборщиков». Таким образом, здесь имело место элементарное нежелание властей «возиться» с переселенцами, предпочитая получать с них лишь мзду.
На территории русского Дальнего Востока появлялись целые деревни, где корейцы просто не знали, к какому подданству принадлежат. Живя замкнуто, отдельно от русских, они не были причислены ни к какому сословию и слыли просто под именем «корейцы». В административном отношении они подчинялись командирам местных пеших казачьих батальонов или станичному правлению. Но во всех незначительных бытовых делах им предоставлялась свобода самоуправления по национальным обычаям, для чего избирался свой старшина.
Вот что писал в своих трудах член Приамурского отдела Императорского Русского географического общества А. Кириллов о селе Благословенном:
«Оно совсем не похоже ни на казачьи станицы, ни на крестьянские селения и сразу поражает своими оригинальными особенностями.… По планировке и расположению построек это скорее род какого-то аула. Самые постройки отличаются от типа русских построек. Это – мазанки незатейливой работы, покрытые соломой, и только три-четыре дома и главным образом находящаяся на краю села церковь, увенчанная крестами, напоминает о Руси православной».
Ярким примером изолированного корейского района в Дальневосточном крае, где процесс ассимиляции корейцев происходил очень медленно по сравнению с другими районами, являлся Посьетский участок Приморья, расположенный на юге и граничивший непосредственно с Кореей. В Посьетском районе удельный вес корейцев превышал 96 процентов. Но по мере удаления к северу плотность корейского населения становилась все меньше.
«Южная часть Посьетского участка представляла собой по внешнему виду и формами местной жизни продолжение Кореи и, не будь там войсковых стоянок в Славянке, Посьете и Новокиевском, ничто бы не говорило о принадлежности участка России. Северная часть Посьетского участка была населена вперемежку русскими и корейцами, но корейский элемент и здесь преобладал».
Подобный характер расселения был связан с близостью Кореи, с которой корейская диаспора в России продолжала поддерживать связь. Этому в огромной мере способствовала открытость русско-корейской границы. Постоянные контакты с Кореей позволяли сохранять традиционные культурные элементы в среде корейской диаспоры края. Другой значимой причиной сохранения традиционной культуры были не прекращающиеся новые волны миграции корейцев из Кореи в российское Приморье.
Однако эти факторы не могли остановить изменения этнокультурной идентичности корейцев на Дальнем Востоке России. Иноэтническое окружение русского Дальнего Востока, новое правовое, политическое и социально-экономическое пространство, в конечном итоге, обуславливали изменения во всех сферах жизни корейских поселенцев.
Продолжение следует...
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не упустить другие интересные истории из жизни корейцев России и СНГ !
#корейцы #корёсарам #российскиекорейцы #история #приморье #дальнийвосток #диаспора