Найти тему

Почему хотели снести и почему оставили: башня Эйфеля

Самая популярная и самая критикуемая достопримечательность мира. А еще романтичная, военно-экспериментальная и коммерчески привлекательная.

"Железная дама" была возведена на Марсовом поле к парижской выставке 1889 года. Эйфель называл ее 300-метровым флагштоком в честь 100-летия французской революции. Предполагалось, что арки башни будут входными воротами на выставку.

Идеальный проект

Идеальные чертежи с точными размерами 18 038 деталей способствовали рекордно быстрому и безаварийному строительству. За время стройки не пострадал ни один из 300 рабочих.

Вес металлической конструкции - 7300 тонн, а общий вес башни составляет 10100 тонн. Но она так мастерски математически рассчитана и поставлена на бетонные массивы фундамента, что даже при сильном ветре колебания верхушки не превышают 15 см.

Стоимость трехъярусной башни составила 7,8 млн франков. Эйфелю пришлось вкладывать свои средства, чтобы закончить проект к выставке. Однако, большая часть затрат на строительство окупились в первый же год.

Интерес к башне был небывалый. За 6 месяцев работы выставки Эйфелеву башню посетили 2 миллиона туристов!

Клякса

Интеллигенция Франции, в том числе писатели Дюма-сын и Ги де Мопассан, композитор Гуно и другие, направили в муниципалитет Парижа протест против проекта Эйфеля, в котором возмущались:

...На протяжении 20 лет мы будем вынуждены смотреть на отвратительную тень ненавистной колонны из железа и винтов, простирающуюся над городом, как чернильная клякса.

Протест был создан в первый год строительства башни, и его подписало 300 человек. Что, впрочем, не остановило процесс возведения "гигантской фабричной трубы", как называли ее недоброжелатели.

По договору с Эйфелем, башню должны были разобрать через 20 лет.

Много денег не бывает

Но она стала слишком успешным коммерческим проектом. Башня исправно "зарабатывала" как рекордно высокая смотровая площадка, как место для видовых буфетов и ресторанов. А еще Tour Eiffel стала крупнейшей рекламной площадкой.

С 1925 по 1934 год на башне можно было увидеть световой рекламный ролик: звездный дождь сменялся кометой, знаками зодиака и, наконец, надписью Ситроен.

К началу XXI века Эйфелеву башню посетили более 200 миллионов туристов. Кто-то покорял 1792 ступени пешком, кто-то поднимался на лифте.

И это самая посещаемая платная достопримечательность в мире. Впрочем, почти четверть посетителей разочаровываются: слишком много народу, что не дает насладиться панорамой Парижа в полной мере.

Кстати, мы НЕ разочаровались. Да, людей много, но всегда можно найти свободное место у парапета, чтобы разглядеть внизу Елисейские поля и другие знаковые объекты.

Не только для туристов

Помимо туризма, башню стали активно использовать в экспериментальных и военных целях. На ней в разные годы разместили:

· Оборудование для первого телеграфа
· Радиостанцию
· Высотную метеорологическую лабораторию
· 6-метровые электрические часы по проекту русского инженера
· Десятки линейных и параболических антенн для телепрограмм
· Солнечные термальные батареи
· Систему сбора и повторного использования дождевой воды
· Ветряные турбины для генерации электричества

Первые 40 лет своего существования башня Эйфеля держала планку самого высокого сооружения в мире - 300,65 метров. Сейчас, с новой антенной, высота башни 330 метров.

Для туристов доступен подъем на первый ярус - 58 метров, на второй ярус - высота 115 метров и на третий ярус - 276 метров.

"Растащили" на сувениры

Популярность башни настолько велика, что снятая при реконструкции 1980-ых годов железная лестница тут же стала предметом торгов. Даже устроили аукцион по продаже частей этой 100- летней винтовой лестницы. Музеи и частные коллекционеры желали непременно иметь у себя такой раритет.

Два пролета, из двадцати разобранных, получили в подарок французские музеи. А один лестничный пролет общество Эйфелевой башни подарило в знак «дружеской помощи» Зурабу Церетели. Так в музее современного искусства на Петровке в Москве появился объект «Марш винтовой лестницы парижской Эйфелевой башни». Видео - здесь.

Войти во двор музея, где под стеклянным куполом выставлен кусочек "Железной дамы", можно свободно и бесплатно. 4-метровая часть знаменитой лестницы выглядит скромно и даже аскетично.

И все же она уникальна. Представить только, что каждый элемент конструкции и каждое отверстие для винтов и клепок, держащих ступени, рассчитано инженерами и сделано на производстве заранее. Причем, всего при строительстве ушло 2,5 миллиона заклепок. А далее башня собиралась как большой конструктор.

Под башней очереди на вход - обычное дело
Под башней очереди на вход - обычное дело

Любите историю и путешествия?

Читайте и смотрите на нашем канале:

* Русский Нотр-Дам: почему его уничтожили и можно ли восстановить * Удивительное - рядом... Дарим вам 7 улыбок из Европы
* Новогодний эксклюзив: подъем на Эйфелеву башню
* Русская Мона Лиза: чем покоряет шедевр Рокотова. Нейросеть - видео

Понравилось - ставьте палец вверх и оставляйте комментарии. Вам не сложно, а мне приятно. Хотите увидеть новый материал первыми - подпишитесь на наш канал.