отзыв на книгу Карлоса Руиса Сафона «Тень ветра»
СРАЗУ: 12/12. И коротко: оно того стоит. А почему — можно узнать ниже.
Просто цитата
«Беа считает, что искусство чтения постепенно умирает, что это сугубо личное действо и книга — это зеркало, в котором мы видим то, что несём в душе, вкладывая в чтение разум и душу, а эти добродетели встречаются все реже»
Живой персонаж — ест
И если честно, мне не кажется Беа чужой. Героиней с воображаемой психикой, марионеткой, думающей написанные автором фразы. Она такая же живая, как я. Даже живее, наверное, ведь я когда-нибудь умру, а она будет надевать платье, зажигать свечи и думать о чтении так, как в цитате выше, раз за разом, от читателя к читателю.
То же самое можно сказать о каждом герое «Тени ветра». Сафон вылепил своих персонажей, вкрутил шурупчики в суставы и заставил бегать их между главами, как им вздумается. Развиваться по кривой и любить по экспоненте. Прямо как в жизни — порой до абсурда непоследовательно.
Переходим на личности
Это первая на моем счету книга, которую я дочитывала с ощущением, будто расстаюсь с близкими друзьями.
Герои всецело посвящены себе. Они вообще-то в Барселоне (а я там никогда не была и совершенно не вписываюсь в контекст) и сначала аж в 1930, потом в 1950 (и тут я ожидаемо не была, а про контекст и упоминать стыдно), поэтому мы не могли подружиться. И все равно это произошло
Драматургия будет?
Бывают случаи, когда в текст, фильм или спектакль персонажи выходят, как на сцену. В принципе, как и положено. Будто происходит перекличка и вот:
— Строгий отец?
— Здесь!
— Красавица-умница?
— Я!
— Юноша-единственный?
— Он приболел
— Сворачиваемся, роман не получится
Но не у Сафона. Там и впрямь чувствуется воображаемое пространство, где блеск софитов особенно яркий. И герои летят к этим местам/ситуациям/ролям, как мотыльки на свет. Однако, что делает автор клёвого?
Разматывает клубки. Когда герой и от него — связи. А ниточка за веточку и так, пока не получилась замкнутая переплетенная, но очень логичная система. Вопрос далее будет только в масштабе и каждый раз, когда у нас становится достаточно данных, чтобы ещё отодвинуться от картинки с целью охватить горизонт, — ты с удовольствием это делаешь. Большое видится на расстоянии…правда, к концу.
Коротко о главном
Про героев сказала: живые и потому интересные.
Про манеру вмешивать события тоже есть: многообещающе и в добротном напряжении, без дешевизны интриги
Про конец? Да!
Выход
У меня есть особенный пунктик внутри: слит или не слит конец.
Вердикт не зависит от концентрации счастья или несчастья, справедливости или «так в жизни не бывает, сказки». Это зависит от развития истории.
Если у автора манера кидать героев по синусоиде и раскручивать гайки, как рулетку — что ж, ожидаем выстрелов и драк в конце.
Если же все идёт линейно, то пропасть в последней главе — это что, лень стало нормально дописывать или как?
В общем, история — не забор. В ней нет места квадратам не того оттенка. (Только что автор изначально позиционирует себя, как абстракциониста, или собирает мозаику)
Конец я рассказывать не стану. Но он не слит. И это приятно
А для ценителей формы
Про язык: лезвие бритвы между «писать красиво» и «писать мучительно для читателя», когда сил нет читать все эти обороты. И такое иногда надо и хочется, но витиеватость в романах с запутанным сюжетом и отношеньческой мясорубкой — это прям лишнее. Тушите свет и в темноте не читайте. Лучше тикток поглядите.
«Тень ветра» в этом смысле постоянно в положении канатоходца без страховки. Речи длинные. Описания ещё длиннее. Ещё и время другое, да плюс испанцы (иной менталитет). А справился. Прекрасно пишет.
Надо добавить: великолепный юмор. Иногда ниже пояса — и все равно это уместно, «в героев» и вкусно.
Ну так и че в итоге?
Сафон смог. И вы можете в Испанию хоть сейчас сквозь эту книжку. Я вас благословляю