Тишь. Ни звука, ни песни, ни смеха.
В небесах розовеет заря.
Монплезирское звонкое эхо,
Ты слыхало ли речи царя?...
...Изменялись эпохи и страны,
Здесь всё так же: картины, фарфор,
И плывут корабли-великаны,
И блистает Кронштадтский собор. (Анастасия Шпак)
На самом берегу Финского залива, там, где серо-бурый песок и большие камни-валуны возвышаются над водой, где пронзительная синь небес и широкий размах мыслей, стоит любимый загородний дворец Петра I - Монплезир, что в переводе с французского означает "моё удовольствие".
Дворец был построен в 1723 году по схематическим рисункам самого царя, который выбрал не только расположение, но и внутреннюю планировку, элементы декоративной отделки. Монплезир вызывал восхищение у всех заморских гостей, укрепляя авторитет России и прославляя ее победы в Северной войне. Русские каменщики, иностранные зодчие, скульпторы, резчики — все они внесли свой вклад в создание петергофского Монплезира.
Не зря французским министр при русском дворе Жак де Кампредон писал: "Комнаты в Монплезире малы, но очень удобны, в них заметно подражание голландской экономии и опрятности в кухнях, а также в вымощенной террасе на берегу моря, осенённой липами".
А вот голштинский посланник, граф Бассевич рассказывал своим современникам, что Пётр I всегда спал в Монплезире, потому что воздух Большого дворца казался ему удушливым. Пётр считал морской воздух целебным и говорил, что ему в Монплезире спится как нигде, а во сне он видит корабли и море .
Это действительно удивительное место, где легко дышится в полную грудь, где чувствуется дух Петра Великого, где стрелки часов замедляют свой ход, а прошлое у тебя за плечом и чувствуется какое-то волнение, когда пытаешься оглянуться назад и увидеть то, что уже прошло... А вдруг именно тебе повезет... Почувствуйте, примите эту связь времен, пропустите через свое сердце... Закрыв глаза, проникнуть в тайны...
Интересно то, что Монплезир совершенно не похож на дворец. Это одноэтажное здание, спроектированное на голландский манер, очень скромное, но вместе с тем аккуратное и изящное. Крыльца совершенно нет, а пол начинается от уровня земли, что кажется совершенно необычным.
Две светлые галереи с громадными окнами связывают центральную часть с боковыми люстгаузами. Высокие потолки с богатой лепниной и росписью, а полы выложены плитами белого и черного мрамора. На стенах - богатая коллекция западноевропейской живописи XVII-XVIII веков, большая часть из которых относится к первоначальной коллекции, собранной Петром. Именно поэтому считается, что Петр открыл в Монплезире первую в России картинную галерею.
Также во дворце представлена коллекция китайского фарфора, голландского фаянса, русского стекла и кухонной утвари еще петровского времени.
Во дворце совсем не много комнат, однако их отделка и убранство потребовало больших усилий и вкуса. Например, парадный зал - в стиле петровского барокко: пол выложен мраморной плиткой в шахматном порядке, а стены отделаны вощеным дубом, потолок выражает изменчивость мироздания - четыре стихии - смена времен года. Окна зала выходят на Финский залив и парк. Здесь отмечались семейные праздники, победы русского оружия, принимались послы.
Рядом с парадным залом находится кухня: пол выложен крупными квадратными плитками из мраморовидного известняка двух цветов, стены - расписными изразцами, на голландский манер. У окна - посудомойка, состоявшая из каменной раковины и кирпичного основания. И вода на кухню поступала от фонтана "Сноп", а затем, отстоявшись спускалась в залив. Вот вам и пример проточно-промывной канализации в дворцовой архитектуре.
На дубовых полках - английские блюда, котлы, противни, фаянсовые блюда, тарелки, стеклянные штофы. Здесь иногда готовила и супруга царя - Екатерина Алексеевна. Следует учесть еще один факт - в допетровское время в России кухни строились в отдельных пристройках, а Петр I очень любил горячую еду и, конечно, иметь кухню так близко было очень даже комфортно.
Рабочий кабинет Петра I скорее напоминает капитанскую рубку на корабле. Стены выполнены дубовыми панелями, по которым так и хочется провести ладошкой, но нельзя...повсюду картины кораблей восемнадцатого века.
Кабинет совсем не большой, но очень уютный, с окнами, выходящими на залив. Большое резное кресло, которое удивительнейшим образом сохранилось до наших времен, невероятнейший рабочий стол, шкаф с книгами и подзорной трубой, часы, навигационные инструменты - всё это лишь подчеркивает интересы Петра Алексеевича к точным наукам и морскому делу.
На столе керамические трубки, которые Петр привез из Голландии, тёрка для табака и табакерки. Кажется, что хозяин кабинета просто вышел, что вот-вот мы услышим его быстрые шаги, он влетит в расстегнутом кафтане, взъерошенно-растрепанный распахнет створки дубовых оконных рам и о чем-то задумается, глядя в даль...а потом раскурит свою трубку и хитро улыбнется...Великий Петр...
Рядом спальня, очень скромно, даже совсем не по-царски. Основная часть занята кроватью с пологом, покрывало ручной работы. Умывальник, в золоченой раме зеркало, личные вещи царя: халат, полотенце, деревянная кружка, тазик и кувшин для умывания. Камин Спальни - просто шедевр декоративной лепки начала XVIII века, декором которого являются маски смеющихся и опечаленных сатиров, гирлянды цветов.
Особого внимания заслуживает секретарская комната. Именно в ней находился дежурный офицер, записывавший все распоряжения Петра I. Стены дубовые, кафельные плитки сельских пейзажей, виды приморских городов, паркет из трех пород дерева, как роза ветров на компасе и множество картин.
Дворец Монплезир изначально предназначался для Петра Алексеевича и его близкого окружения. Поэтому царь хотел, чтобы именно здесь было спокойно и тихо, чтобы засыпать с открытым окном под под легкий плеск волн, смотреть в даль, туда, где залив омывает небеса, гулять по парку и просто отдыхать от своего величия, быть просто Петром. И у него получилось! Именно здесь он чувствовал себя как в Европе и одновременно с этим он вел свой корабль в открытое море...
Последний раз Петр I посетил Монплезир в октябре 1724 года.
В 1725 году императрица Екатерина I торжественно принимала в Монплезире первых членов Академии Наук. А уже императрица Екатерина II в Парадном зале Монплезира устраивала ужины в узком кругу приближенных…
Мне совершенно не хочется говорить, как пострадал Монплезир во время Великой Отечественной войны. Это совершенно отдельная тема и длинный разговор. Я лишь хочу сказать, что ни один российский монарх не забывал об этом дворце, на него смотрели как на жемчужину дворцовой коллекции Петергофа.
Нигде так не чувствуется дух Петра, как в Монплезире...Здесь дух Петра...Здесь он ходил...
Всегда с вами - Летящая стрекоза))
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать то, чего еще не знали)))