Флекс Уиллер. В мире бодибилдинга мало кто не слышал этого легендарного имени. Султан симметрии - четырёхкратный победитель конкурса Арнольд Классик и атлет, которому принадлежит рекорд по количеству побед на турнире Айронмен Про. Его дебют в 1993 году на Мистер Олимпия является одним из наиболее успешных за все время существования организации IFBB. До сих пор Флекс признается многими фанатами железного спорта самым одаренным и эстетичным культуристом в истории, незаслуженно обделенным и некоронованным Мистером Олимпия. Легендарный Арнольд Шварценеггер однажды сказал, что считает Уиллера одним из величайших бодибилдеров, которых когда-либо видел мир. Высокий, пропорциональный с тонкой талией и прекрасным позированием он был можно сказать той самое золотой серединой между атлетами золотой эры и монстрами современности вроде Маркуса Рула или Биг Рами. Его жизнь полна взлетов, успехов и славы и в то же время она трагична и поучительна. И сегодня мы расскажем Вам историю Султана симметрии.
Настоящее имя Флекса Уиллера - Кеннет. Будущая звезда бодибилдинга родился 23 августа 1965 года в районе Фресно, штат Калифорния в очень бедной семье. Во времена его детства бедность была обычным делом. В семье Кеннет пережил множество трудностей, жестокого обращения и насилия со стороны как родителей, так и сверстников. В школьные годы парню поставили диагноз дислексия, из-за чего ему пришлось столкнуться с насмешками одноклассников и даже подумать о самоубийстве. В итоге все дошло до того, что родители развелись и воспитанием Уиллера занималась бабушка. Беспокоясь о безопасности внука, она отдала подросшего мальчика в секцию единоборств. Кеннет с удовольствием ходил на тренировки по карате и тхэквондо, быстро прогрессировал в результатах и даже выступал на соревнованиях. Там же, кстати и получил прозвище, под которым стал позже известен во всем мире - Флекс, что значит гибкий.
Для развития мышечной силы юный каратист параллельно занимался в тренажерном зале. Набрал серьезную мышечную массу и в 1989 году даже выступил на соревнованиях по бодибилдингу. И не просто выступил, а занял 1-е место на турнире Мистер Калифорния. Если до этого он еще думал каким спортом заниматься - карате или бодибилдингом, то теперь окончательно определился и принял решения посвятить себя культуризму.
С 1991 по 1993 гг Уиллер стал первым на гран-при Франции, Германии, одержал победы на Айронмен Про и Арнольд классик. Заслужил Про карту и получил возможность выступить на Олимпии. И дебют этот стал по-настоящему легендарным. Флекс сходу стал вторым, уступив только такому монстру массы и действующему на тот момент мистеру Олимпия Дориану Ятсу и обойдя таких великолепных атлетов как Шон Рей, Ли Лабрада и Кевин Леврон.
Этот успех сделал Уиллера звездой первой величины. Его снимали популярные спортивные издания, бренды наперебой предлагали сотрудничество и солидные контракты на тысячи долларов. Доходы стремительно взлетели вверх. Казалось, что жизнь удалась.
Но судьба распорядилась иначе и преподнесла неприятный сюрприз. В 1994 году атлет попал в серьезную автомобильную аварию, которая едва не стоила ему жизни. Культурист мчался по трассе на автомобиле с бешеной скоростью, не справился с управлением и разбился. К счастью, отделался травмой шейных позвонков. Несмотря на неутешительные прогнозы, быстро восстановился и вернулся в зал. За время болезни финансовые дела Уиллера пошатнулись. Доход от контрактов сократился на 75%. В течение 2 лет на счет поступали небольшие суммы, которых едва хватало на проживание. Это был сложный период, когда пришлось начинать с нуля. Но опыт, спортивная закалка помогли выйти из кризиса и вернуться на сцену, продолжить выступать и даже бороться за титулы.
Возвращение на сцену получилось триумфальным: с 1995-го по 1999-й Гибкий Кен дважды выиграл «Арнольд Классик» (еще дважды стал там вторым) и дважды останавливался на втором месте «Мистер Олимпия». Флексу безумно не повезло, что он родился в эпоху Дориана Яса и Ронни Колемана. Британец выиграл «Олимпию» шесть раз подряд (с 1992-го по 1997-й), а огромный американец до сих пор является рекордсменом легендарного турнира (восемь побед с 1998-го по 2005-й).
Многих все равно восхищал именно Флекс: фанаты ценили его симметрию и пропорции. А вот судьи ставили на объемы: по этому критерию Ятс и Колеман превосходили всех на планете.
Уиллер верил в заговор судей: на «Олимпии»-1998 он демонстративно снял серебряную медаль и встал спиной к жюри, считая, что его вновь засудили. Зрители поддержали Султана симметрии и освистали сомнительную победу Колемана.
Но это были не все неудачи Флекса, и в 1999-м его накрыли новые проблемы со здоровьем.
Я вылетел из Лос-Анджелеса и когда прибыл в Сан-Хосе, так опух, что не мог пошевелиться. Я обратился в больницу, принял солевую ванну и выпил мочегонное средство, чтобы вымыть всю воду из организма. - вспоминал Флекс
Уиллер понимал, что у него большие проблемы с работой почек, но ставки в профессиональном бодибилдинге слишком высоки, а эго не позволяло оставаться за спиной Ятса и Колемана. Кен продолжал изнурительные тренировки и подпитывал их препаратами. Главной целью Флекса оставалась «Олимпия», и он закрыл глаза на плохое самочувствие и пугающий внешний вид. Уиллер продолжал взрывать спортзал и экспериментировать с препаратами. Это помогло взобраться на второе место «Олимпии»-2000 – впереди вновь сиял непобедимый Колеман. Несмотря на второе место, Уиллер остался доволен. После того турнира он на несколько дней задержался в отеле Лос-Анджелеса и отдыхал с семьей. Вдруг на Флекса накатила невероятная усталость, и тело затряслось. Кен понял, что с почками произошла беда. Той ночью врачи наконец поставили атлету точный диагноз – фокальный сегментарный гломерулосклероз. При этой болезни в фильтрующих элементах почек образуются серьезные рубцы. Гломерулосклероз особенно распространен среди афроамериканцев, и статистика не утешала: с болезнью 5-летняя выживаемость почек равна 70%, 10-летняя – только 40%.
После страшного диагноза Уиллер объявил о завершении карьеры. Атлет прошел утомительный курс реабилитации и распрощался с мечтой об «Олимпии», но не забросил спорт. Кен продолжался качаться и в 2001-м в качестве гостя приехал на турнир IronMan. Стоя возле сцены, Флекс наблюдал за победой Криса Кормье и вторым местом Мэлвина Энтони. Тогда его эго взбунтовалось: как он, эстетичный чемпион, который совсем недавно оставлял за спиной этих Кормье и Энтони, может спокойно смотреть на их триумф?
В эту минуту Уиллер решился на очередной камбэк. «Я был зависимым от допинга и славы, которую получал с его помощью. У меня уже была прекрасная генетика. Лучше, чем у большинства конкурентов. Я решил: почему не выступить чистым и позволить картам лечь так, как и должно быть?»
Флекс вернулся на «Олимпию»-2002 и занял седьмое место. Катастрофа для раннего Уиллера, но опытный Кен гордился собой:
«Я пробился в топ-10 – без шприцов, таблеток, просто Флекс Уиллер и ничего лишнего».
Довольный Кен отправился в номер, чтобы расслабиться в душе после соревнований. Но вскоре ощутил за спиной тяжелое, но знакомое дыхание – это был старый Флекс Уиллер.
«Этот дьявол навис над моим плечом и смеялся: «Седьмой? Ты мог бы там победить, так зачем ограничивать себя лишь седьмым местом, если ты знаешь, чем занимаются все остальные? Сегодня ты просто отдал кому-то деньги».
Неизвестно, что произошло дальше, но тем же вечером скорая вновь госпитализировала культуриста. Флекс клялся, что ничего не принимал, однако почки снова отказали.
«Доктор объяснил, что мои почки зависимы от других составляющих моего образа жизни, не только от химии, которую я принимал. Огромное количество поедаемого белка должно где-то фильтроваться, а при моем заболевании почки просто не справлялись с задачей. Доктор сказал: «Вы не можете снова выступать. Даже чистым и без химии», – вспомнил Флекс.
Это означало очередной конец карьеры, и депрессия снова захватила разум бодибилдера. Он крутил в голове все неудачи, забыл о победах и думал о смерти.
Ему помог все тот же старый Флекс Уиллер: «Он снова смеялся надо мной, но сказал: «Если ты все равно умрешь, так почему не забить на все и не показать всем, чего ты на самом деле стоишь? Уйди, торжествуя!»
Уиллер вернулся: его план состоял в том, чтобы вновь сесть на химию, вынести всех на IronMan-2003 и красиво уйти навсегда. «Решил, что если мне осталось жить 10 лет, то я сделаю это, чтобы позаботиться о семье. Я вернулся к старым схемам и тренировался, как зверь. Но понимал, что убиваю себя. Я избегал зеркал, потому что не мог взглянуть себе в глаза», – вспомнил Уиллер.
Флекс пять раз выигрывал IronMan, но в 2003-м пропустил вперед Джея Катлера и Мэлвина Энтони. По словам Уиллера, победить ему помешали проблемы с почками – из-за их плохой работы организм не избавлялся от лишней воды. В том же году 2003 Флексу сделали операцию по трансплантации почки. И на этом карьера Гибкого Кена завершилась окончательно. А в 2019 году Флекса вновь госпитализировали.
«Доктор смотрел на меня и говорил: «Сгибай ногу». А я рыдал, потому что не мог этого сделать. Я спросил, насколько все плохо, и он сказал: «Одна артерия заблокирована на 100%, другая – на 90%».
О проблеме с конечностями Уиллер знал задолго до госпитализации, но понимал, что следующий прием у врача закончится ампутацией. Взгляды Флекса изменила смерть легендарного культуриста Франка Коломбо. После нее Кен по-другому взглянул на здоровье и решился на ампутацию
Журналисты и фанаты предположили, что проблемы с артериями связаны не только с приемом запрещенных препаратов, но и с использованием синтола. Масло не увеличивает силу, выносливость и другие характеристики, но придает размер. Синтол застывает, пережимает сосуды в мышцах и часто приводит к серьезным последствиям – например, к нарушению кровоснабжения, как в случае Уиллера. Правда, Флекс уверял, что никогда не использовал синтол.
Через месяц после ампутации Кеннет вернулся в спортзал: спортсмен тренировал трицепс, бицепс и плечи, чтобы укрепить верхнюю часть корпуса для лучшего управления инвалидной коляской. Позже Уиллер добавил в тренировки упражнения на ноги.
Кен отказался от болеутоляющих, потому что боится зависимости, и справляется с болью через спортзал и силу духа. Но ее потребуется очень много, потому что впереди новые испытания.
«Врач сказал, что мое заболевание вызывает окклюзию артерий. Я рискую потерять еще и левую ногу. А потом обе руки, потому что болезнь атакует конечности», – Флекс не сдержал слез, когда сообщал новости в инстаграме.
Несмотря на ошибки и отсутствие побед на «Мистер Олимпия», Кеннет Уиллер навеки вписал свое имя в список легенд бодибилдинга. Он пережил издевательства в детстве, ужасное ДТП, несколько госпитализаций, отказ почек, чтобы раз за разом возвращаться к мечте. Его тело и пропорции останутся эталонными для многих ценителей бодибилдинга. Не зря ведь Арнольд Шварценеггер назвал Флекса «одним из величайших культуристов в истории».