Всем хорошо известен пример изобретательности теневых дельцов эпохи застоя, экспортировавших черную икру в консервированных банках из-под селедки. Преступную схему раскрыли случайно, после того, как на прилавки сети магазинов «Океан» по ошибке попал деликатесный продукт под видом тихоокеанской сельди. Оперативные сотрудники ОБХСС тогда сильно удивились такому know how расхитителей социалистической собственности, не догадываясь, что пример отечественным контрабандистам подал сам товарищ Молотов, еще в конце 30-х годов.
В те времена, карьера супруги наркома иностранных дел оказалась под угрозой, так как возглавляемый ею наркомат рыбной промышленности никак не мог выполнить государственный план по продаже своей продукции.
Между тем, товарищ Жемчужина, несомненно обладая деловой хваткой, предприняла ряд кардинальных мер, в надежде улучшить показатели во вверенном ей хозяйстве.
Во-первых, она добилась разделения торгового и рыболовецкого флота, исключив, таким образом, привлечение траулеров к перевозке малогабаритных грузов. Эта инициатива серьезно рассорила ее с командным составом всего мореходства, но открыто выступить против жены второго человека в стране никто не решился.
Следующий шаг, в случае неудачи, мог иметь и вовсе плачевные последствия. Дело в том, что Полина Семеновна настояла на покупке импортных рефрижераторов и установке их на корабли. Таким образом – объясняла она – экипажи судов смогут замораживать улов для дальнейшей консервации. В условиях, когда бытовые холодильники были доступны лишь узкой прослойке советского общества, герметично закатанные банки могли сколь угодно долго храниться при любой температуре. Кроме того, колхозная система была не в состоянии обеспечить страну продуктами, а консервированная рыба могла стать хорошим подспорьем для многих семей.
Товарищ Сталин очень не любил тратить народные деньги только для того, чтобы население не умирало с голода, поэтому, выделив немалые суммы, он дал понять новому наркому, что в случае провала, ей, как минимум, грозит обвинение в нецелевом расходовании средств.
Теперь, когда выяснилось, что строители коммунизма крайне подозрительно относится к рыбным консервам и все склады забиты сотнями тонн банок, чета Молотовых сильно обеспокоилась относительно своего будущего.
Они прекрасно знали, что в СССР по одному не сажают.
И тут помог случай – Лаврентий Берия в шутку рассказал своему другу Славе Молотову о рапорте одного из советских разведчиков, работавшего в Соединенных Штатах. Нелегал сообщал об опыте итальянской мафии, перевозившей партии бриллиантов через мексиканскую границу в жестяных банках с кофе. Вячеслав Михайлович был, мягко говоря, человеком недалеким и не увидел в этой истории ничего, кроме повода для глумливой усмешки над капиталистами, но по счастливой случайности рассказал об этом жене за ужином…
На следующее утро, выучив за ночь подробнейшую инструкцию наизусть, нарком начал совещание с гневных обвинений в адрес контрабандистов, вывозящих из Советского Союза жемчуг под видом рыбных консервов. В доказательство своих слов, он вытащил открытую банку кильки в томатном соусе и показал присутствующим жемчужное ожерелье (еще вчера хранившееся в семейной шкатулке для драгоценностей). Ответственные товарищи немедленно составили резолюцию, предписывающую органам пресечь наглый грабеж социалистической отчизны. Хозяин Лубянки сделал пометку в блокноте, важно кивнул и заверил соратников, что примет самые суровые меры. Правда, наблюдательный Лаврентий Павлович помнил, что не раз видел это украшение у Полины Семеновны, но по-дружески промолчал, поскольку мысленно уже обозначил кандидатуры для показательного процесса.
Супруги заранее позаботились, чтобы это выступление транслировалось по радио, а кадры с обличительной речью Молотова долго крутили в киножурналах перед сеансами. Эффект такой пиар-акции превзошел все ожидания – люди бросились скупать пирамиды еще вчера никому не нужных консервов, отдавая предпочтение кильке в томате. Никаких драгоценностей, конечно, внутри не было, но привычка употреблять в пищу (а чаще закусывать) недорогую питательную рыбу осталась.
ПРОДВИЖЕНИЕ СТАТЕЙ ЗАВИСИТ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОТ КОЛИЧЕСТВА "ЛАЙКОВ" И ЧИСЛА ПОДПИСЧИКОВ.
Марокканская афера министра рыбной промышленности СССР А.А. Ишкова