Предлагаем практиковаться в восприятии современного искусства постепенно. Публикуем каждый день Диалоги художника Павла Пискарёва ( Художник. Архитектор. Доктор психологических наук. Основатель Института Психологии Творчества.) и искусствоведа Эрики Робертс.
Эрика:« А это искусство?» «Я тоже так могу».
Думаю, что это как раз основа взгляда на современное искусство: попробовать отключиться от «познания умом». Конечно, данный тезис может не всегда прослеживаться актуальным для некоторых художников, но в большей мере отражает искусство метамодерна, а именно его тягу к искренности.
После вопроса «А это искусство?» предвещаю следующий тезис: «Я тоже так могу». Тогда может сразу перейдем к моей любимой теме? Мы уже обсуждали этот вопрос неоднократно. И он довольно часто звучит у зрителей при знакомстве с современным искусством. В русском искусстве есть прекрасные и популярные примеры: Шишкин, Перов, Серов. Если сравнивать произведения художников более реалистичной манеры в живописи, то трудность восприятия современного искусства – это вполне понятная история. Но в современном искусстве не все так просто, как кажется на первый взгляд. Поэтому у меня есть заготовленный ответ на фразу «я тоже так могу»: «Если можешь, сделай».
Я очень хорошо помню мое прошлое отношение к современному искусству: я его не понимала и обходила стороной. У меня было сплошное отрицание всего происходящего. Вот тут у меня Рембрандт перед глазами, а тут Ротко. Ну и что...Как это вообще воспринимать? И только потом я поняла: абсолютно точно нельзя сравнивать такие произведения. Нужно подходить к современному искусству с чистыми осознаниями, как белый лист, заходить и впитывать просто всё, что там есть. Конечно, после такого подхода есть и следующие осознания-бонусы: начинаешь понимать трудность копирования произведений. Потом понимаешь связь с некоторыми классическими произведениями искусства. И появляется целостная картина понимания современного арта.
Павел, а вы что по этому поводу думаете? Почему «я тоже так могу» не работает со всеми?
Павел:
Я думаю, что это очень детское заявление. Совсем детское заявление. «Я тоже так могу». То есть ребёнок смотрит как взрослый: например, приносит деньги домой и говорит «я тоже так могу». Нарезает бумажки ножницами, собираются детишки, один выходит за дверь, заносит эти бумажки, говорит: «Видите. Я тоже так могу». И больше уважать папу за то, что папа где-то добывает хлеб на корм семье, не надо. Всё потому, что я тоже так могу. Это такая, знаете, постмодернистская история про симулятор. История, что «я тоже так могу» – это про симулятор.
Интересно? Подписывайтесь, жмите лайк и продолжим завтра Диалоги художника Павла Пискарёва и искусствоведа Эрики Робертс