Арабская весна прокатилась волною от самого Атлантического океана до Ирана с 2011 года. Такие страны, как Сирия, Ливия и Йемен она превратила в ад на Земле. Отголоски весны слышны до сих пор, и более того, никто не может с уверенностью сказать, достигла ли она своей кульминации. Несмотря на то, что правительствам некоторых стран удалось избежать катастрофы, процесс народных восстаний не остановился, а лишь притормозил. Любое социальное напряжение дает ему толчок к эскалации конфликта. Теперь давайте вспомним, в каком году мы живем. Пандемия чуть не уничтожила половину экономик мира, а военный конфликт на Украине добивает тех, кто выжил. Нищета, голод, безработица становятся уже не проблемой, а обыденностью. И что в этой ситуации делать тем странам, которые без того не могли похвастаться экономическими успехами и стабильностью? К этим странам относится и Иран. Десять лет назад Ирану удалось относительно спокойно пережить арабскую весну и сохранить кресла для правительства. Но с тех пор страна катится под горочку. Все проблемы, которые были в Иране десять лет назад стали еще актуальнее, еще сложнее и их все труднее скрывать от народного гнева. Дошло до того, что одно происшествие может пошатнуть власть аятолл и превратить Иран в новую Сирию. Это происшествие уже случилось. Пока ситуация печально развивается и не факт, что дело дойдет до катастрофы, но если контроль над ней будет утерян, затронет всех - в том числе и Грузию, которая выдержать подобное испытание уже не сможет.
22-летняя Махса Амини была арестована полицией нравов в Тегеране за недостаточно аккуратно надетый платок и вскоре скончалась в больнице от побоев. Официальная версия гласит, что у молодой девушки случился сердечный приступ (у молодых людей часто случаются сердечные приступы?). Однако, такое объяснение, конечно же, оказалось абсурдным, и люди вышли на улицы. Четверо убитых, в том числе и один полицейский, десятки сожженных демонстративно хиджабов, требование призвать аятоллу к ответу - все это выглядит, как начало длительного уничтожающего все на своем пути кризиса, хотя по сути является лишь продолжением все той же арабской весны. Не буду вдаваться в подробности происходящего - об этом достаточно много информации. Могу лишь дать такой комментарий: шариат и интернет - несовместимые вещи. Нельзя жить в религиозном рабстве, зная, что в соседней стране люди могут жить в десятки раз лучше. Религиозное рабство возможно только в незнании. Это уже давно известно иранцам. И они готовы отстаивать свое будущее. Плохой сценарий дальнейших действий: массовые беспорядки, репрессии, многотысячные демонстрации, захват администраций, убийства, насилие и прочее. Теперь давайте обратимся к цифрам. Количество беженцев с Украины с населением около 45 миллионов человек по разным данным составляет до 13 миллионов. Вопрос: какое количество беженцев ожидается из Ирана в случае гражданской войны, если население в стране составляет более 80 миллионов? Если из Ирана будут бежать в два раза больше беженцев, чем с Украины, то получится, что всего 7 стран Европы будут иметь все (!) свое население больше, чем этот поток нищих мусульман. Это не просто беда, это катастрофа для всего мира. Но для Грузии это грозит даже не катастрофой, а просто уничтожением.
Взглянем на карту. На западе от Ирана находится Ирак, на востоке Афганистан. На юге религиозные враги иранских шиитов - сунниты. Всем известно, что религиозная ненависть и фанатизм гораздо хуже, гораздо крепче и гораздо серьезнее, чем любой другой. Иран зажат со всех сторон кольцом врагов и правительств, состоящих из военизированных группировок. Кроме одного направления. Думаю, вы уже осознали масштабы беды для Грузии. Миллионы мусульман в случае гражданской войны в Иране ринутся в сторону Кавказа: в Азербайджан и Грузию. В 2022 году Грузия не без труда пережила приезд всего лишь нескольких десятков тысяч православных украинских беженцев. Даже если иранские беженцы не задержатся в стране, а пойдут дальше в Турцию и Европу, транзит через крошечное государство такого количества совершенно чуждых местной культуре людей будет сравним с крупной техногенной катастрофой государственного масштаба. Стоит ли напоминать, что Грузия сама стоит на пороге экономического коллапса? Стоит ли напоминать, что Европа уже не в силах будет завалить проблему деньгами, надеясь, что все само решится как-нибудь? Удивительно, но Россия, в свою очередь, удачно защищена от этой миграции Кавказким хребтом. И в случае потери контроля над ситуацией, Москве будет достаточно закрыть Верхний Ларс. Однако, Грузия не сможет так контролировать поток людей. Миллионам из них нужно будет где-то жить, чем-то питаться. И если они не смогут это получить по-хорошему, беженцы просто начнут грабить и отнимать то малое, что есть у грузин, по-плохому, как это происходило в Европе во время сирийской войны. Даже если все население Грузии наденет форму - этого будет недостаточно, чтобы контролировать поток иранских беженцев. И самое удивительное, о происходящем вы и многие другие узнаете из небольших блогов, а большинство не узнает вовсе, пока беда не постучится в дверь.
Как уже было сказано, гражданская война в Иране - это плохой сценарий, но не обязательный. В стране уже давно идут протесты различной степени успешности. И описанный может как превратится в войну, так и потеряться в потоке истории. Но нужно понимать, что проблемы в Иране с 2011 года никуда не исчезли и лишь усугубились. А это значит, что иранцы продолжают жить все хуже и хуже, следовательно, все чаще и чаще они задумываются: нужно ли им это правление аятолл? И ответ очевиден: оно устарело и уже не может справится с вызовами XXI века. Жить по законам Средневековья можно маленькими группами на закрытых территориях. А заставить каждый день страдать десятки миллионов человек просто потому, что так решил некий духовный неизбираемый лидер, невозможно дольше пары поколений. Да, отцы могут заставить детей подчиняться, но к моменту взросления внуков они уже будут слишком стары, чтобы полностью их контролировать. И эти самые внуки сейчас хотят сместить неудобную, несовременную, очевидно провальную систему управления в Иране. Всего этого можно было бы избежать, как это практикуется в Саудовской Аравии, с постепенным вводом в общественную жизнь изменений, которые противоречат шариату. Аятолее следовало бы хотя бы намекнуть, что перемены возможны - и давление народного гнева бы уже не было столь мощным. Но естественно, этого не произойдет. И кто сможет прийти на помощь аятолле? США? Европа? Китай? Россия? Москва, может, и могла бы помочь Тегерану справиться с возможной сменой режима, но не этой осенью точно. Правление аятолл просто не знает русскую поговорку: один в поле - не воин. Так что 2023 год, как ни печально, может быть еще хуже, чем 2022. Хотя казалось бы: куда уже? В заключении могу дать лишь на 100% эффективный совет: повремените с покупкой недвижимости в Грузии.
Сулико Горишвили