Вероятно нет на свете человека, который снял бы больше экранизаций рассказов Лавкрафта, чем Стюарт Гордон, к тому же качественных экранизаций. При этом его фильмы это не просто пересказ историй Лавкрафта, а прежде всего авторский взгляд на них и его личная интерпретация.
1. Реаниматор
В 1985 году этот режиссер снял свой первый фильм по вселенной Лавкрафта, а так же свой первый полнометражный фильм, по мотивам рассказа Лавкрафта «Герберт Уэст — реаниматор». С самого начала своей карьеры, Стюарт Гордон показал, что в своем стремлении рассказать историю, он не остановится не перед какими рамками, будь то моральные или любые другие. Именно поэтому он никогда не скупился на жестокость, кровавость и неоднозначность.
Этой неоднозначностью пропитан и "Реаниматор", все персонажи здесь это люди, которым свойственны и хорошие и плохие черты. За исключением самого "Реаниматора", он же Герберт Уэст, который воплощает собой образ безумного, но невероятно талантливого ученого. Все его действия имеют одну причину и связаны с маниакальным стремлением создать эликсир вечной жизни.
В этом стремлении он радикален и безумен, и для достижения своей цели может пойти на многое, ибо его открытие - это всё, что для него важно. Однако он никогда не делает что-то из-за своих желаний и корыстных мотивов, в отличие от остальных героев, в том числе и главного, о чем свидетельствует последняя сцена фильма.
А потому, в самом конце даже не понятно, кому же всё таки стоило сопереживать? Возможно никому... И пусть порой фильм может показаться странным, несерьезным, а не которые персонажи уж слишком комичными и абсурдными, однако всё же это хороший фильм, смелый, кровавый и увлекательный. Поэтому рекомендую к просмотру!
2. Извне
В 1986 году, вышла третья картина Стюарта Гордона и его вторая экранизация рассказа Лавкрафта, под названием "Извне". В этом фильме присутствует и та же неоднозначность и кровавость, а главные действующие лица это не герои, не злодеи, а самые простые люди, которые сталкиваются с неизвестным, спасаются, а потом снова совершают те же самые ошибки. И из-за своей алчности оказываются в аду.
Здесь также образ гения находится на периферии с образом сумасшедшего. Опять подается та же идея, что талантливый человек это вовсе не волшебник, который обязательно должен быть добрым, а его личность никак не связана с его талантом.
Поэтому его цели далеко не всегда являются святыми, вот и у здешнего гения-антагониста святыми они не являются. Поскольку он искал путь в параллельное измерение, что бы отбросить свою смертность и иметь возможность воплотить самые отвратительные желания.
Этот фильм, продолжает авторский путь Стюарта Гордона, по осмыслению Лавкрафта, начатого в "Реаниматоре" и значительно его развивает. Чудовища здесь более похожи на истинно лавкрафтовских, являя собой облик непознаваемого и отвратительного ужаса. Однако наиболее близким к концепциям Лавкрафта, здесь является идея того, что даже одного контакта с "иной стороной" достаточно, что бы навсегда изменить человека или даже превратить его в нечто иное.
3. Чудовище из замка
В 1995 году, под руководством Стюарта Гордона вышла очередная экранизация Лавкрафта, на это раз он экранизировал один самых значимых рассказов Лавкрафта, под названием "Изгой". Однако, к сожалению, здесь связей с первоисточником оказалось меньше всего, более того, в основе здесь лежит совершенно иная идея, чем в первоисточнике.
Для Лавкрафта это скорее личная история, изгой - это сам Лавкрафт, олицетворяющий его комплекс неполноценности и страх перед обществом. Иначе говоря, это рассказ об интроверте, с глубоким комплексом неполноценности, которого порою тянет к свету, однако чем ближе он к нему, тем сильнее он его обжигает и приводит к мысли, что лучше жить как можно дальше от этого света.
В экранизации Стюарта Гордона, вовсе не "Урод" главный герой, а антагонист, рожденный человеческой жестокостью. Таким образом, это совсем не о том, и с Лавкрафтом его мало что объединяет.
Тем не менее, это неплохой фильм, и хороший хоррор, полный типичных для Стюарта Гордона натуралистичных и жестоких сцен, однако ничего общего с Лавкрафтом он не имеет.
4. Дагон
О нем я рассказывал в прошлый раз
На этом полнометражные экранизации Лавкрафта, под крылом Стюарта Гордона заканчиваются, однако есть еще эпизод в сериале-антологии "Мастера ужаса" (который сам по себе заслуживает отдельного внимания), во второй серии первого сезона, Стюарт Гордон экранизировал рассказ Лавкрафта "Сны о доме ведьм".
5. Сны о доме ведьм
Эта экранизация стала одной из лучших в его карьере, уступая лишь, наверное, Дагону. Здесь нет наивности "Реаниматора", излишней абсурдности "Извне", и нет такого серьезного отклонения от канона, как это у него было в "Чудовище из замка".
В "Снах о доме ведьм" прекрасная гнетущая атмосфера, здесь нет ярких красок, всё максимально мрачно. При этом мистика здесь, как и должно быть в экранизации Лавкрафта - воистину жуткая, непознаваемая и вездесущая.
Иначе говоря советую!
Экстра. Экранизации Эдгара Аллана По
Помимо экранизаций Лавкрафта, Стюарт Гордон так же известен созданием киновоплощений творений Эдгара Аллана По, предтечи и вдохновителя Лавкрафта.
В его рассказах, порою даже и нет мистики в том значении, что мы привыкли видеть, но при этом пугают они гораздо сильнее, чем можно было бы представить, ибо автор обращается к аспектам, с которыми сталкиваются или сталкивались все люди: это и возвышенные душевные терзания, осознание своей беспомощности и жестокости судьбы, но так же и низменные пороки, как алкоголизм и связи зависимости с деградацией личности.
Насколько я знаю, Сюарт Гордон экранизировал "Колодец и маятник" в полнометражном формате, а также "Черного кота" в 11 эпизоде втором сезоне "Мастеров ужаса". Первый фильм я не видел, но говорят, что он довольно далек от оригинала, однако я смотрел "Черного кота", и на мой взгляд это отличная экранизация.
Сам рассказ я считаю самым страшным из всех творений Эдгара По, поскольку завязан на теме деградации личности под воздействием алкоголя. Главный герой-алкоголик изначально это добрый человек, искренне любящий животных и свою жену.
Однако "алкоголизм" превращает его в садиста и живодера, он вырезает черному коту один глаз, а затем убивает его посредством повешения. Каждый свой грех, как и каждая слабая и никчемная амеба, страдающая зависимостью, он постоянно ищет себе оправдания, и как будто даже пытается убедить в своей невиновности самих читателей, пусть прямо к этому и не обращается.
В итоге он убивает и свою жену, и замуровывает её тело в стену, но веря в искренность своей невиновности он продолжает жить, пока сам не совершает ошибку и в порыве самодовольства он хвалится своей стеной перед полицейскими. Он хвалит её крепость и надежность и даже стучит по ней. А в ответ на это раздается дикий вопль. Полицейские разбирают стену и находят за ней труп жены, а на её голове — мяукающего одноглазого кота.
Таким образом, черный кот становится бессмертным вестником справедливости, которая так или иначе найдет преступника.
P.S. Спасибо всем кто дочитал, если вам прочитанное понравилось или вы посчитали информацию полезной, пожалуйста, подпишитесь на мой канал, время сейчас для всех тяжелое, для вас это не сложный шаг в один клик, а для меня возможность прожить еще один день!
#лавкрафт #мифыктулху #экранизация лавкрафта #фильмы #что посмотреть #мистика #эдгаралланпо #фильмы по лавкрафту #экранизация эдгара по #ужасы