Последовательность развития моторики у детей:
- С первых дней жизни малыш пытается развлечь себя ловкостью пальчиков: рассматривает их, сжимает и отпускает, хватает игрушку, понравившийся предмет. В 3 года «маяком» взрослой моторики становится умение обращаться с карандашом, в 6 — умение рисовать буквы.
Мелкую моторику, то есть развитие детских пальчиков, нельзя пускать на самотек. Иногда родители считают, что достаточно окружить ребенка маленькими игрушками, которые он будет осваивать сам и произвольно тренировать мышцы рук. Мы рекомендуем приобретать специальные развивающие игрушки, которые не только поражают богатством цвета и звучности, но и развивают ловкость пальцев и рук, требуют повторения движений, необходимых для общения и обучения.
Ранний дошкольный возраст – это этап, на котором формируется кругозор ребенка. О слабом развитии мелкой моторики у дошкольников свидетельствуют следующие особенности:
- отсутствие навыков рисования, лепки, гибки пазлов и миниатюрных строителей;
- неспособность принять темп подачи материала в старшей детсадовской группе;
- непонимание нового материала;
- трудности в освоении чтения;
- неумение рисовать прямые линии, воспроизводить указанные цифры и буквы;
- трудности в создании составного цветного рисунка.
Дети с недостаточно развитой мелкой моторикой начинают говорить позже своих сверстников: это первый тревожный сигнал, указывающий на необходимость игровых программ с использованием специализированных игрушек и игр, развивающих у детей координацию.
В зависимости от возраста малышей и дошкольников возможности развития мелкой моторики различаются.
Аксиома состоит в том, что дети заботливых родителей часто выполняют упражнения, тренирующие тонкие мышцы. Помимо игр с упором на тактильность, можно практиковать также:
- Массаж рук и пальцев в домашних условиях;
- Играйте с подручными материалами, которые легко собрать в домашних условиях: крупными бусинами, объемными пуговицами, стеклом и натуральными камнями;
- Проведение пальчиковой гимнастики, в том числе игры с пальчиковыми марионетками;
- растушевка карандашом;
- Формочки из пластилина и теста.
Трехлетнему ребенку несложно заинтересовать конструктором с крупными элементами, крупными пазлами, пальчиковыми красками, раскрасками, созданием аппликаций с помощью безопасных ножниц.
Прежде чем в арсенале малыша появятся пальчиковые краски и подвижный песок, тактильность ручек следует тренировать специальными массажными упражнениями.
Алгоритм массажа рук и пальчиков малыша прост, краток, и родители могут делать его в любое время. Важно лишь следить за реакцией малыша: тактильный эффект должен ему нравиться. Если ребенок капризничает, пытался снять ручки, массаж лучше прервать.
Несмотря на появление в детских магазинах всевозможных массажеров для игр, можно обойтись и домашними средствами для развития тактильности пальцев: неровными мягкими шариками, орешками, каштанами и желудями, пакетиками из-под хлопьев разного размера. Хорошо, если сумок будет несколько и они будут из разной текстильной фактуры – гладкие, с ворсинками.
Когда пальцы окрепнут для самостоятельного захвата и перемещения предметов, мы знакомим его с разнообразием деятельности с предметами. Орехи, желуди, катушки с нитками можно катать не только по столу, но и между ладонями, в шахматном порядке от кончиков пальцев до локтя, по тыльной стороне кисти.
Тактильное удовольствие малыша от таких действий безгранично, особенно когда он еще не активно ползает и ходит, поэтому вынужден находить новые развлечения в ограниченном пространстве.
Если ваш малыш имеет моторные тики или вы не знаете как помочь ему развить моторные навыки, то присоединяйтесь к вебинару от нейропсихолога с 19-им опытом:
►Появились вопросы или хотите записаться на прием?
Звоните 8 (3452) 38-79-48 или 8 (3452) 550-548
#алалия #аутизм #рас #зпрр #зрр #зпр #дизартрия #онр #логопед #дислексия