Вагонка – тонкая доска для обшивки поверхностей. Продукт получают в результате переработки древесины. Изделия соединяются между собой по принципу «шип-паз». Используют для отделки помещений внутри и снаружи, организации перегородок.
Вагонка: что это
Во всем мире пиломатериал известен под названием «тонкая строганная доска». О том, что это вагонка, знают только в России. Появление «местного» названия связано с его историей. Когда-то тонкой деревянной доской обшивали железнодорожные вагоны, чтобы уберечь их каркас от воздействия дождя и солнца, а также сохранить тепло внутри вагона. По сравнению с железом, дерево препятствовало возникновению парникового эффекта и было дешевле.
Со временем материал модернизировали, добавив ему соединение методом «шип-паз». Нововведение позволило ускорить монтаж и свело к нулю риск деформации материала. Идея понравилась строителям, и они попробовали применить ее к жилым объектам. Вскоре узнали, что это такое вагонка, по всей стране. Материал оказался прост в монтаже, проявил устойчивость к погодным изменениям, дерево зарекомендовало себя нетребовательным в уходе.
К основным достоинствам материала относят:
- Экологическая чистота. Дерево поддерживает естественную вентиляцию в доме, не содержит химических примесей, гипоаллергенное. Эти свойства позволяют применять вагонку для отделки детских комнат.
- Тепло- и звукоизоляция. Правильный монтаж сохраняет тепло в помещении, препятствует поступлению постороннего шума, предупреждает промерзание, а также появление конденсата под настилом из дерева.
- Удобный монтаж материала. Доски крепят на заранее смонтированный каркас. Для это не нужны особенные инструменты, достаточно базового набора, который есть у большинства владельцев загородных домов. В каталогах предлагают полностью обработанные планки, которые остается только прикрепить к выровненной стене.
- Внешний вид. Чтобы в жилых комнатах дома не появился «эффект бани», вагонку комбинируют с другими материалами, красят, используют доски разной толщины.
- Ремонтопригодность. Замена поврежденной доски заключается в демонтаже старой и установке нового материала. В отличие от архитектурного бетона, пластика или металла, достаточно снять один элемент, а не целую панель.
Не существует идеального материала, вагонка – не исключение. Главный ее недостаток заключается в потребности регулярной обработки защитным составом каждые 3 – 5 лет. Количество положительных качеств и их значимость перекрывают этот минус. Обновленный материал служит дольше и имеет вид, будто только из магазина.
Особенности производства
Производство вагонки – сложный технологический процесс из нескольких этапов. Ее изготавливают из массива лиственных и хвойных пород. Для внутренней отделки выбирают дуб, липу или ольху. Внешнюю отделку чаще всего делают из сосны, пихты или ели. Они же подходят для обшивки помещения изнутри.
Профиль изготавливают из обрезной доски. По бокам с двух сторон ее вальцуют или шпунтуют, формируя замок для монтажа. Производство состоит из нескольких этапов:
- Заготавливают обрезные доски из массива.
- Сушат заготовки в аэродинамических камерах с поддержанием влажности до 15%.Делают строжку лицевой стороны готовой доски и придают ей форму.
- Формируют геометрию профиля на четырехстороннем станке.
- Шпунтуют либо фальцуют доску, создавая замок определенного типа.
- Оценивают качество полученной вагонки, выявляют дефекты (трещины, червоточины, неправильная геометрия, разная толщина швов, сучки).Очищают вагонку от следов производства.
- Материал сортируют и присваивают класс согласно его качественным характеристикам.
После того, как пиломатериалу присвоят класс, он поступает в продажу. Важно знать, что даже в вагонке низшего класса не должны присутствовать грибок и гниль.
Сфера применения
Вагонкой выполняют внутреннюю и внешнюю отделку строений. Разная порода дерева применяется для разных целей. Например, сосну и ель чаще всего используют в условиях невысокой влажности при колебании температуры окружающей среды от −5 до +30 °С. Вагонкой из липы обшивают внутренние помещения сауны, но не саму парную. Для комнаты отдыха подойдет лиственница или ольха. Оба дерева поддерживают свои свойства при 100% влажности и при температуре до +120 °С. Сосна в таких условиях выделяет смолу, которая может оставить на теле ожог.
Наружная отделка дома требует повышенной устойчивости материала к солнечным лучам и агрессивной среде (град, мороз, ураган, жара). С вызовами природы справится вагонка из дуба, кедра или лиственницы. Важно выбрать материал увеличенной толщины, чтобы он не промерзал и сохранял тепло внутри дома.
Виды и материалы
Деление вагонки на виды и сорта базируется на природных характеристиках дерева, из которой она сделана, и сфере применения. Кроме того, материал может отличаться по форме, размерами, креплениями, наличием фасок или их отсутствием.
В зависимости от материала в основе производства, вагонка бывает:
- из пластика;
- из МДФ;
- из дерева.
Вагонка из пластика не подвержена коррозии, устойчива к сырости, не гниет. Главный недостаток поливинилхлорида в том, что он не натуральный. Дом в такой обшивке не дышит, при неправильном монтаже может образоваться парниковый эффект. Материал отдаленно напоминает дерево, при близком рассмотрении заметно, что рисунок древесины нанесен искусственным путем. Пластиковая вагонка может треснуть на морозе или под механическим воздействием.
Вагонка из МДФ – наполовину экологичный материал, поскольку состоит из мелкой древесной стружки, клея и других связующих элементов. По сравнению с пластиком, МДФ не выделяет фенол и смолы. Это позволяет использовать вагонку для внутренней отделки жилых комнат, в том числе детских. При этом в России нет единого стандарта производства такого профиля. За основу принимают нормативные документы:
- ГОСТ 15815-83 для технологической щепы МДФ;
- ТУ 6-05-211-1435-87;
Документы регламентируют требования к материалам для производства МДФ, но не требования к самому изделию.
Деревянная вагонка, по сравнению с пластиковой, более устойчива к погоде и физическому воздействию. Натуральный материал служит до 20 лет. При регулярной обработке дерева от насекомых и грибка долговечность покрытия увеличивается. Защитные составы могут быть нанесены на производстве или после монтажа в качестве дополнительного средства защиты.
Эксклюзивные виды вагонки представлены профилями «Ланд-хаус» и «Американка». Первый отличается привлекательностью за счет сложных форм лицевой стороны доски. Она имитирует резьбу по дереву, сложные рисунки получают с помощью обработки на фрезерном станке. Также применяется метод горячего тиснения под прессом для достижения рисунка выбранного дерева. «Американку» монтируют внахлест, благодаря скошенной лицевой панели. Она напоминает сайдинг. Широкие полосы имеют толщину более 20 мм и ширину от 140 мм, что позволяет противостоять изменению погоды, надежно сохраняя тепло в строении. Оба профиля стоят больше, по равнению с основными видами отделки. К ним относится вагонка в профилях «Стандарт», «Штиль» и «Европрофиль».
Вагонка «Штиль»
Профиль известен под народными названиями «колхозница», «русская вагонка», а также «простая вагонка». Отличается от других тем, что у нее нет фаски около шипа. Благодаря такой конструкции соединительные швы будут незаметны. Одинаково выгодно смотрится при внутренней и наружной отделке.
Отличие от евровагонки заключается в отсутствие со стороны шипа технологического углубления. Ее концы скошены, за счет чего после монтажа получается ровный настил. Паз на внутренней стороне вагонки отвечает за сбор конденсата.
Евровагонка
Этот профиль представлен обшивочной строганной доской для внутренней отделки. Особенность ее конструкции заключается в продольных выемках для обеспечения вентиляции. Пазы соединений глубже, чем у вагонки остальных видов. Благодаря этому, вероятность появление щелей между двумя полотнами минимальная.
Евровагонка отвечает требованиям европейских стандартов и изготавливается на импортном оборудовании. Ее лицевая сторона идеально гладкая. От других видов панелей она отличается габаритами и стандартизированными условиями изготовления материала.
Евровагонка из ели выгодно смотрится в жилых комнатах. Ею не обшивают стены в сауне. Это связано с тем, что при высокой температуре хвойный профиль выделяет смолы и становится липким. В таких условиях легко получить ожог, также может произойти возгорание. Современная хвойная евровагонка может проходить этап обессмоливания на производстве. Полученное изделие дороже смолянистого аналога. При выборе материала для сауны отдают предпочтение лиственнице, кедру, липе.
Софт лайн
Софт лайн вагонка – это профиль со скругленными фасками для внутренней отделки. Такая обработка предупреждает появление сколов и ворсистости на монтируемой поверхности. Широкий шип в конструкции вагонки образует заметные стыки, создавая особый вид покрытия.
Во время изготовления материал сушат дважды. Влажность готового изделия не превышает 10%. Значение выбрано не случайно: это уровень среднестатистической влажности в жилом помещении с отоплением. Актуальность такого значения заключается в слабой нагрузке на вагонку в процессе ее эксплуатации.
Сорта вагонки
Каждый вид вагонки подлежит присвоению сорта. В основе классификации находится состояние продукта после распила и сушки. Во внимание берут количество трещин, сучков, смоляных карманов, участки с плохо выполненной строжкой. При этом единого стандарта сортировки вагонки нет, из-за чего каждый производитель использует выгодные для себя ГОСТы, либо разрабатывает собственные ТУ (технические условия). Несмотря на это, выделяют неофициальные, но общепринятые сорта вагонки:
Экстра. Декоративный материал премиум-класса. На 1 погонный метр допускается один сучок. Сколы и трещины у готового изделия недопустимы. Если на дереве попадается смоляной карман, его зачищают. Полученные пустоты шпаклюют, затем затирают наждачной бумагой. Дополнительная обработка вагонки не требуется.
Класс А. На 1 погонном метре материала не должно быть более 3 сучков. На лицевой стороне допускаются трещины и плохо простроганные участки. Количество смол на пиломатериалах из хвойных пород не превышает 10% от общего объема поставки. Применяется для настила пола и потолка.
Класс В. Количество сучков на 1 полотно не превышает 2 штук. Допускаются трещины на лицевой стороне и торцах материала. Не запрещается пускать в продажу изделия, пораженные насекомыми. Плохо строженные участки и синева также допустимы.
Класс С. Сюда попадают остальные пиломатериалы. Главное правило, чтобы на дереве не было гнили. Сучки размером 2 см, трещины любых размеров, смоляные карманы, разбег оттенка – обычные изъяны вагонки класса С.
Размеры вагонки
Широкая сфера применения вагонки обуславливает большой выбор размеров изделий. В каталогах магазинов можно найти доски длиной от 0,5 до 10 м. Стандартные значения длины вагонки, произведенной в России, составляют 2, 3, 6 м.
Ширина материала находится в пределах значений 80 – 200 мм. Размер обусловлен эксплуатационными характеристиками пиломатериала. Вагонка с шириной более 200 мм заметно деформируются при сезонной смене погоды. Узкие доски более прочные и стабильные. Их назначение скорее декоративное, чем практичное. Создание стилистической картины в некоторых проектах требует чередования узких и широких полос. Дизайнеры советуют выбирать широкие ламели для помещений с большой площадью. Узкие полосы, закрепленные вертикально, создают иллюзию высокого потолка.
Российский ГОСТ регламентирует толщину материала в пределах 15 – 25 мм. Европейский норматив DIN предполагает стандартизированную толщину евровагонки, равную 13, 16 или 19 мм. При калькуляции вагонки для конкретного объекта рассчитывают не общую, а полезную ширину материала. Показатель соответствия ширины и толщины досок должен иметь пропорции 1: 6. Например, для профиля шириной 150 мм оптимальная толщина равна 6 мм.
Форма материала
На рынке пиломатериалов представлена вагонка двух форм:
- доска под брус;
- «блок-хаус».
Большинство панелей изготавливают в форме бруска. Стандартные ровные доски и геометрически совершенные ламели евровагонки изготавливают разной ширины для последующего комбинирования между собой. Профиль «Штиль» также имеет форму бруса, его поверхность более гладкая, чем у первых двух форм.
Наиболее актуальная круглая вагонка, известная под названием «блок-хаус». По форме она напоминает оцилиндрованное бревно. Лицевой стороне доски на производстве придают форму полукруга. Ширина «бревна» составляет от 9 до 19 см. По мере увеличения ширины растет и толщина вагонки.
Основные цвета вагонки
Палитра цветов для вагонки находится между светлыми выбеленными оттенками и темно-коричневыми. Если рассматривать натуральные цвета, есть те, которые имитируют дерево. Цвет панелей обусловлен видом дерева. Например, береза близка к светлому бежевому, а ель немного желтовата. У ясеня холодная серая древесина, цвет дуба напоминает капучино, а лиственница – какао. Она отличается красным оттенком древесины. Липа также имеет красивый естественный цвет, но дерево быстро темнее в ходе эксплуатации.
Популярные среди покупателей натуральные цвета – сосна, лиственница, ясень. Чтобы подчеркнуть природный оттенок и сделать акцент на рисунке дерева, используют лазурь, натуральное масло или воск. Для сохранности цвета доски покрывают защитным лаком. Если во внутреннюю отделку не вписывается дерево натурального цвета, вагонку покрывают краской.
Стиль и дизайн
Вагонка бывает цельной и сращенной. Первая отличается оригинальным рисунком профиля. Вторая имеет менее выраженный утонченный вид, но ее показатели прочности выше благодаря минимальной толщине профиля 15 мм. Фактура профиля также имеет несколько вариантов:
- натуральная строганная;
- с тиснением;
- выбеленная под старину.
Последние несколько лет в России актуальна лаконичность скандинавского стиля. Рейки имитируют благородные породы дерева, либо окрашены в белый и серый цвета. Такая вагонка хорошо сочетается с камнем, кирпичом и другими материалами.
Как выбрать вагонку
В России и европейских странах разные стандарты производства профилированной доски. Евровагонку производят по стандарту DIN 68126/86, в то время, как в России придерживаются ГОСТ и ТУ.
Для внутренних работ оптимальная толщина реек составляет 12,5 мм. Значение обеспечивает оптимальное соотношение веса досок и их прочности. Для наружной отделки используют профили с толщиной от 15 мм. Размер обеспечивает достаточную прочность для удержания теплоизоляционного материала. Для зонирования пространства выбирают двухстороннюю вагонку.
Перед покупкой будет не лишней проверка стыка планок между собой по всей длине. Обнаружение дефектов саблевидной формы говорит о неправильном хранении пиломатериала или о проблемах со станком, на котором доски были изготовлены. Производители, придерживающиеся стандартов качества, убирают бракованные изделия сами.
Обратите внимание на сечение. Общая форма изделий напоминает трапецию. Разные профили отличаются лицевой стороной, формой замка, фасками или их отсутствием:
- Классическая вагонка – соединяется по системе «шип-паз», где шип короче паза.
- Профиль «Штиль» – отличается сглаженными скошенными углами.
- «Евровагонка» – имеет в замке короткий паз и длинный шип.
- «Софтлайн» – длинный паз, короткий шип, скругленные углы.
При подготовке к монтажу учитывают вес доски. Например, 1 квадратный метр вагонки из ясеня весит 11 кг, в то время как такой же объем сосны – 6,5 кг. Также при расчете нужного количества пиломатериала берут в запас дополнительные 10% от общего объема на случай возможной порчи вагонки во время обшивки или неправильных расчетов. Если такое решение в данный момент затратно, рекомендуем убедиться, что у продавца есть товарный запас этой модели вагонки.
Происхождение дерева тоже играет роль. Считается, что в северных регионах деревья растут медленнее. Они приобретают больше прочность, чем длину. Это означает, что они будут иметь плотную структуру, устойчивую к механическим повреждениям.
Чем обработать вагонку
Вагонку обрабатывают, чтобы достичь определенных целей:
- Предупредить появление вредителей.
- Уберечь материал от огня.
- Увеличить гидрофобные свойства.
- Сохранить натуральный цвет дерева.
- Продлить срок службы.
Противопожарная пропитка замедлит процесс горения в случае пожара. Биозащиту наносят в качестве грунтовки, чтобы уберечь дерево от короеда и прочих вредителей. Она не меняет цвет вагонки и не портит ее фактуру. Лак наносят для устойчивости к влаге и сохранения цвета. Есть составы, в которых присутствует антисептик. Обработка таким лаком не требует предварительной грунтовки. Для внутренних работ подойдет лак на водной основе. Он быстро высыхает, не имеет резкого запаха, экологичный. Для обработки фасада используют лак с гидрофобными компонентами. Такой состав противостоит дождям и отталкивает от поверхности пыль.
Если речь идет о бане, обработка стандартным лаком исключена. Под действием температуры он трескается и становится токсичным. Проблему решит специальный аквалак на водной основе, разработанный специально для горячих помещений. Первый раз его наносят на вагонку перед монтажом, второй – после завершения обшивки бани.
Красивые примеры отделки в интерьере
Непродуманное использование вагонки в жилых помещениях часто создает «эффект бани» в интерьере. Из-за этого складывается мнение, что материал хорош лишь на даче. Чтобы этого избежать, дизайнеры предлагают разбавлять вагонку другими материалами или уходить от натуральных цветов.
Стены в светлой и просторной гостиной с окнами на юг можно декорировать темно-коричневой вагонкой. Не обязательно обшивать все 4 стены, можно комбинировать их по принципу «3+1». Дополнительно к естественному свету стоит проработать искусственное освещение. Потолки дизайнеры рекомендуют оставить белыми, чтобы они не сливались с темными стенами.
В спальне и кухне более выигрышно смотрится вагонка светлых натуральных оттенков или дерево под покраску. Они сочетаются с ярким текстилем или точечными акцентами на нем. В спальне достаточно обшить одну стену, у которой будет располагаться изголовье кровати.
Древесина – универсальна. Ее комбинируют с разными материалами:
- штукатуркой;
- керамикой;
- обоями;
- камнем.
Это позволяет создавать интерьеры в классическом или современном стиле. Для организации стиля хай-тек деревянные планки применяют в качестве фона. В чистом виде вагонка выигрышно смотрится в помещениях, оформленных в деревенском стиле. Если окрасить доски в белый или пастельные оттенки, материал впишется в стиль прованс. Крашенные доски хорошо сочетаются со штукатуркой и деревянным полом. Сочетание вагонки и камня уместно смотрится в скандинавском стиле. Шебби-шик приветствует состаренное дерево в комнатах и вертикальное размещение панелей в ванной.
Качественную вагонку в большом ассортименте предлагает магазин «Краски Доски». Собственное производство пиломатериалов на немецком оборудовании в Санкт-Петербурге и архангельское зимнее сырье в качестве основы, - лучшее предложение во всей Ленобласти. Между нами и покупателем нет посредников, увеличивающих цены. Вагонка из каталога всегда в наличии, готова к доставке или самовывозу на следующий день.
Предлагаем окрашенную и неокрашенную вагонку из архангельской и обычной ели, сосны, лиственницы, осины и хвои. Изготавливаем обшивной пиломатериал сортов Экстра, Прима, А, АВ. Принципиально не работаем с сортом С, чтобы производить изделия достойного качества. В каталоге можно выбрать строганную, брашированную, шлифованную или фрезерованную поверхность вагонки. В наличии классические профили, «Штиль», «Евровагонка», «Софт-лайн». К выбору доступны изделия с длиной от 1,45 до 6 м, шириной от 95 до 146 мм, толщиной от 8 до 16 мм для реализации разных идей обшивки.