Прощальная, сентябрьская роза,
Ты источаешь тонкий аромат.
В предчувствии декабрьских морозов
Румянцем лепестки твои горят.
.
Падут снега, тебя они укроют,
И ты уснёшь до будущей весны.
В тепле земли и тишине покоя
Ты будешь видеть розовые сны.
.
Ты родилась во Франции прекрасной,
Слиянье гения, природы и любви.
Судьба строга была к тебе, но не напрасно
Прошла ты путь средь горя и крови.
.
Познала ты отчаянье изгнанья,
Утрату родины, и вкус чужой земли.
Но беды, горести и разочарованья
Красы твоей разрушить не смогли.
.
И вот когда, в конце вселенской драмы,
Склонилось Зло пред силами Добра,
Твои букеты на столах Потсдама
Сияли пламенем священного костра!
***
Историческая роза, самая знаменитая роза двадцатого века, была выведена французским селекционером Франсисом Меяном (Francis Meilland) буквально накануне второй мировой войны.
При рождении получила своё первое имя «Мадам А. Мейян» (Madame A Meilland) в честь и память матери автора, умершей молодой. Предвидя, как считается, оккупацию Франции, Мейян разослал посадочный материал своим друзьям в разные страны: в Италию, Турцию, Германию… Согласно легенде, несколько экземпляров были отправлены в Штаты чуть ли не последним самолётом с дипломатической почтой.
В Штатах (как, впрочем, и в других странах) растение было размножено и получило огромную популярность. Мало того. Эта роза стала базой для выведения других сортов (например, «Чикаго Пиис»).
В каждой стране ей было дано своё название. В Италии она стала «Джойя» («Радость»), в Германии – «Глория Деи» (перевожу как «Слава богов»).
Букеты именно этой розы стояли на столах Потсдамской конференции, определившей устройство послевоенного мира. Да и в дальнейшем, эта роза использовалась на многих мероприятиях ООН.
Мне представляется, что именно после Потсдама эта роза получила своё англоязычное наименование «Peace» («Мир»). Однако Википедия предлагает другой вариант:
«В начале 1945 года Мейланд написал британскому фельдмаршалу Алану Бруку, поблагодарил его за его ключевую роль в освобождении Франции и спросил, не разрешит ли Брук назвать розу в честь себя. Брук отказался, сказав, хотя он счастлив по поводу предложения, его имя скоро будет забыто, и гораздо лучшим именем розы будет «Мир»
В Россию эта роза попала в постперестроечный период под названием «Глория Деи».
Однако!
В шестидесятых – семидесятых годах клумбы Советского Союза украшала роза «Слава Мира» - точная копия нашей героини. Я склоняюсь к тому, что это она и была. Тем более, что русское название, как бы соединило немецкое и английское имя цветка.
Вы не поверите, но это она же, но июньская.
Надо признать, что сорт оказался на редкость удачным:
Неприхотлив. Может произрастать на не очень богатых почвах.
Достаточно морозоустойчив. В средней полосе, под укрытием, благополучно зимует.
Великолепен с декоративной точки зрения. Да по фото можете судить.
Вполне может использоваться в срезке.
При подходящем климате имеет несколько повторных волн цветения. В Подмосковье, к примеру, минимум две волны.
Ну а при подходящих климате, почве и уходе, благодарит хозяина просто обалденным своим видом.
Так я видел совершенно потрясающие экземпляры в саду при доме-музее Паустовского в Тарусе: толстые стебли, покрытые блестящей, темно-зеленой листвой, высотой более полутора метров… Цветы же были просто роскошны, и оттенок у них ярче и сочнее, чем на моих, выросших на достаточно бедных почвах (хотя я стараюсь).
Честно, прям завидки берут.
Из сада Паустовского
Что можно сказать в заключение?
Садоводы! Сажайте на своих участках «Мадам А. Мейян» (она же «Джойя», она же «Глория Деи», она же «Peace», она же «Слава Мира»), и будет вам счастье!
А также будет вам красота, милота и лепота!
Автор - Дмитрий Кушнаренко