Найти тему

Проект «Как это было»: Открытие Донбасса

источник фото: vsegda-pomnim.com
источник фото: vsegda-pomnim.com

Донецкий край имеет многовековую историю. Сарматы, первые славяне, половцы, монголо-татары, запорожские и донские казаки, сербы и греки, все они оставили свой след в нашем крае.

1721 год считается годом открытия Донбасса, годом, ставшим толчком превращения его в обжитой регион, в мощный промышленный район.

Зима 1721 года выдалась очень суровой. Добыча соли – стратегического для тех времен продукта – приостановилась: на Бахмутских солеварнях закончились запасы дров. Все окрестные леса и балки на то время оказались вырублены. Жизненно необходимо было отыскать новые источники энергии. Помог случай: солевары Никита Вепрейский и Семен Чирков в балке Скелеватой – в верховьях реки Лугани – обнаружили каменный уголь – минерал. Его образцы были отправлены в С-Петербург. Это была первая официально зарегистрированная в Берг-коллегии находка каменного угля в нашем крае.

В конце 1721 года была организована экспедиция по разведке недр, по наличию руд и каменного уголья во главе с рудознатцем Григорием Капустиным, которая нашла месторождение угля около реки Кундрючьей, в районе современных городов Лисичанска и г. Шахт. Исследователь установил, что тут уголь залегает целыми пластами, удобными для разработки. Однако после смерти Петра I освоение Донбасса приостановилось. Но открытия Вепрейского, Чиркова, Капустина круто изменили историю края.

В 1795 году в Лисичанске был заложен первый рудник Донбасса, началась первая ломка угля шахтным способом. Луганск – первый металлургический центр Донбасса и наравне с Лисичанском считается колыбелью промышленного Донбасса.

Чарльз Гаскойн (портрет работы Джеймса Саксона, 1804–1805 гг., Эрмитаж)
Чарльз Гаскойн (портрет работы Джеймса Саксона, 1804–1805 гг., Эрмитаж)

14 ноября 1795 года вышел Указ Екатерины Второй «Об устроении литейного завода в Донецком уезде при реке Лугани и об учреждении ломки найденного в этой стороне каменного угля». Таким первым предприятием стал Луганский казенный чугунолитейный завод, открытый в 1795 году, по проекту выдающегося шотландского и российского инженера, оружейника, изобретателя, предпринимателя Карла Гаскойна.

04 октября 1800 года на заводе из местной руды выплавили первый чугун. Это был первый случай выплавки чугуна на минеральном топливе в России (до этого – древесный уголь). Вокруг металлургического завода возник поселок – «Луганский завод» - будущая оружейная столица Донбасса. Первыми жителями поселка стали мастеровые из Олонецкой губернии, Тульской, Брянской, Липецкой. На работу прибыли и британские специалисты, нанятые Гаскойном.

В 1801 году были отлиты первые пушки.

Пушка «крепостной единорог», расположенная у входа в Луганский краеведческий музей.
Отлита на Луганском литейном заводе в 1814 году.
Пушка «крепостной единорог», расположенная у входа в Луганский краеведческий музей. Отлита на Луганском литейном заводе в 1814 году.

Одна из визитных карточек современного Луганска – пушка – «крепостной единорог», установлена на эффектном декоративном лафете перед Луганским краеведческим музеем. Ей более 200 лет, она является самым первым памятником Луганска.

Донбасс… Топонимы Донбасс и Донецкий каменноугольный бассейн стали для нас привычными. С исторической точки зрения название «Донбасс» возникло относительно недавно. Происхождение названий «Донецкий кряж» и «Донбасс» очевидно от названия реки Северский Донец. Но когда возникли эти названия?

Евграф Петрович Ковалевский (А.Э.Мюнстер «Портретная галерея русских деятелей», 1864–1865 гг.)
Евграф Петрович Ковалевский (А.Э.Мюнстер «Портретная галерея русских деятелей», 1864–1865 гг.)

Топонимы «Донецкая возвышенность», «Донецкий к/у бассейн» в русскую науку и общественную мысль ввел Евграф Петрович Ковалевский, который закончил с большой золотой медалью Горный кадетский корпус в Санкт-Петербурге в 1810 году и сразу после выпуска был отправлен практикантом на одно из лучших в России металлургических предприятий – Луганский литейный завод! Он ездил по окрестностям и изучал строение нашего обширного региона.

В 1827 году в «Горном журнале» выходит его статья, в которой ученый дает описание геологического строения возвышенной равнины, которую он назвал в честь главной реки Донецкой, позже выделяет и обосновывает термин Донецкий к/у бассейн – Донбасс (1829 г.). Ковалевский составляет и первую карту геологического строения Донбасса.

В освоении Донецкого края принимали участие и другие исследователи и ученые, такие как В. Докучаев, Д. Менделеев, Ф. Енакиев, П. Горлов. Их имена теперь носят многие улицы и даже населенные пункты Донбасса.

В это время начинается бурное железнодорожное и металлургическое строительство.

Одним из тех иностранцев, кто решил вложить свои силы, знания и капиталы в создание метзавода в России был английский предприниматель и промышленник Джон Юз.

Летом 1870 года из Англии на 8 груженных кораблях было привезено оборудование и инструменты, а также приехало около сотни специалистов – металлургов, шахтеров. 55-летний Джон Юз с четырьмя сыновьями приступил к работе, к возведению на берегах Кальмиуса в районе с. Александровка металлургического завода. Одновременно с ним началось строительство поселка, получившего название Юзовка. В 1871 году была построена первая доменная печь.

Джон стал первым человеком в России, который использовал кокс в железном производстве. В 1879 году он из местных материалов приготовил стальные (вместо железных) рельсы высочайшего класса!

Основанный Юзом комбинат становится одним из индустриальных центров Российской империи.

Алексей Кириллович Алчевский (фотопортрет работы А. Федецкого, 1901, Харьков)
Алексей Кириллович Алчевский (фотопортрет работы А. Федецкого, 1901, Харьков)

К концу 19 века металлургические заводы Донбасса по объему выплавки чугуна превзошли уральские заводы. В Донбассе – промышленный бум. Один за другим вступали в строй метзаводы: Макеевский, Петровский, Мариупольский, в 1896 году – Алмазнянский и завод ДЮМО А.К. Алчевского – известного банкира, промышленника и мецената к. 19 – н. 20 вв., чье имя носит наш город Алчевск.

Густав Гартман (источник фото: www.sem-chemnitz.de)
Густав Гартман (источник фото: www.sem-chemnitz.de)

Железнодорожное строительство, развитие металлургии и других отраслей промышленности вызвали спрос на машины и локомотивы.

В 1896 году немецкий предприниматель Густав Гартман построил в Луганске паровозостроительный завод. В 1900 году из ворот предприятия вышел первый Луганский паровоз (мощность 500 л.с.).

Со временем бывший Луганский литейный завод был преобразован в казенный патронный завод и стал одним из двух крупнейших патронных заводов Российской империи.

-8

Таким образом, из Дикого поля, стараниями государства, предпринимателей, крестьян и казаков, к началу 20 века вырос его величество Донбасс!

#история #музей #алчевск #как это было #донбасс