Да, это памятник Александру Сергеевичу, который наше все. Но о нем чуть позже. А сейчас напомню читателям, что рубрику "Крымские зарисовки" веду на своем канале, благодаря донецким друзьям, вернувшимся недавно с полуострова. Они-то и заинтересовали своими фотографиями и рассказом об экскурсии. Дополню его.
Итак, курортный поселок Гурзуф, который после присоединения Крыма к России в 1783 году перешел в императорскую казну. В начале 19 века здешние земли была пожалованы герцогу Арману Эммануэлю дю Плесси де Ришелье, которого мы знаем как основателя Одессы и генерал-губернатора Новороссийского края.
В далеком 1808 году герцог приобрел здесь заброшенный сад со старой саклей, чтобы осенью заложить дом в "греческом стиле". План был осуществлен ровно через три года в 1811-том.
Прекрасный особняк стоит здесь до сих пор. А вот имение Ришелье сменило множество хозяев. Одним из них стал граф Михаил Воронцов, затем киевский губернатор Иван Фундуклей.
Именно последний в 1835 году взялся за усовершенствование имения, продолжив начатое герцогом занятие виноделием. Он купил виноград в Испании и Португалии, построил винный подвал и достиг успехов. Через пять лет гурзуфские вина стали лучшими в Крыму. Помимо этого Иван Фундуклей создал оранжерею, посадил в парке множество новых пород деревьев.
Но удивительная курортная история в Гурзуфе началась после того, как тамошнее имение было продано в 1880 году купцу и железнодорожному магнату Петру Губонину, о котором стоит написать отдельно.
Будучи крепостным каменщиком, он сумел получить вольную для себя и своей семьи, получал подряды на строительство каменных мостов и настолько преуспел, что на свои средства проложил железную дорогу в Крым и построил первый железнодорожный вокзал в Симферополе.
Всего за 10 лет Петр Губонин превратил Гурзуф в фешенебельный курорт, построив в парке семь гостиниц и роскошный ресторан.
Сегодня о нем напоминает здесь многое. Начиная от чудом спасенного во время Великой Отечественной войны фонтана "Рахиль" до еще одного великолепного под названием "Ночь".
От зданий корпусов санатория в вычурном таврийском стиле.
До ресторана с поразительным интерьером.
Удивительно, но в построенных Петром Губониным гостиницах, которые отапливались в зимнее время, в номерах имелись ванны и души с пресной и морской, теплой и холодной водой.
Примечательно, что вход на территорию поселка и в парки во времена Петра Губонина был бесплатным. Здесь были открыты первая аптека, почта и телеграф для всех жителей поселка. Также при нем в Гурзуфе построили городок для виноградарей и виноделов, молочную ферму, в горах над поселком вырыли озеро, чтобы все могли пользоваться чистой пресной водой.
Но что же Пушкин? Удивительно, но лукоморье - это изогнутая словно лук бухта, над которой стоит Гурзуф, и впадающая здесь в море речка Авунда, которую на территории своего санатория сумел усмирить Петр Губонин.
И здесь до сих пор специалисты из Никитского ботанического сада все еще сохраняют тот самый дуб зеленый, о котором писал поэт.
Вот только сейчас его зачем-то приукрасили деревянной русалкой и котом, еще и избушку Бабы-Яги рядом поставив.
Если хотите поддержать автора, просто подпишитесь на этот канал и делитесь ссылками на публикации