Всем здравствуйте. Когда на диагностику попадает ребенок с дизартрией, то важно определить, какая именно форма данного заболевания присутствует у пациента, ведь именно от этого будет зависеть грамотный план по коррекции, а также возможность ответить родителям на один из главных вопросов- каков прогноз.
Всего существует 5 форм дизартрии:
1. Бульбарная дизартрия.
Область поражения: стволы или ядра тройничного нерва, лицевого нерва, бульбарной группы нервов.
Симптомы:
-язык ребенка плоский, слабый, вялый на вид.
-Язык может отклоняться в сторону
- Односторонний паралич встречается чаще, при выдвижении языка вперед его кончик раздваивается.
- Мягкое небо может быть в состоянии покоя при произнесении гласного звука "А" ( как правило, у здорового ребенка в этот момент небо должно приподниматься наверх, в данном же случае оно свисает).
- Голос слабый, тихий, гнусавый
- Амимичность лица, ребенок не владеет мимикой.
- Нарушены функции жевания твердой пищи и глотательный рефлекс.
- Речь очень медленная, непонятна окружающим, так как нарушена речевая артикуляция, а может отсутствовать и вовсе, как при диагнозе анартрия.
2. Псевдобульбарная дизартрия.
Область поражения: двусторонние поражения корково-ядерных путей группы нервов, в которые входят- подъязычный, блуждающий и языкоглоточный. Поражение лицевых и тройничных нервов.
Симптоматика:
- Голос хриплый, с назальным оттенком
- Повышенное слюнотечение
- Язык в состоянии гипертонуса
- Из-за повышенного тонуса языка страдает произношение таких согласных, как Т, Д, Ж, Ш, Ц, Ч, где нужно приподнимать кончик языка и выполнять точные движения.
- Все звуки речи смазаны
- Звонкие согласные чаще заменяются глухими
- Ребенок испытывает трудности в переключении между артикуляционными позами
- Страдает слоговая структура слова
- Парезы и параличи четко видны при произнесении трудных для ребенка звуков.
- Страдают губные звуки (Б, П, М)
3. Мозжечковая дизартрия
Область поражения: мозжечок и его связующие элементы.
Симптоматика:
-Язык слабый, вялый, всегда в состоянии покоя, но может выполнять произвольные движения.
- Речь неплавная, говорит как робот, часто в конце слов голос затихает.
- Мимика отсутствует, лицо выглядит "опущенным"
- Мышцы речевого аппарата имеют пониженный тонус
- Трудность в удержании артикуляционных поз
- При выполнении точных движений язык начинает трястись ( тремор).
- При просьбе повторить артикул.движение язык ребенка совершает слишком объемные движения или наоборот медленно пытается выполнить необходимое упражнение.
- Дрожание голоса и дыхания
- Паузы между словами, речь медленная.
- Все звуки представляют для ребенка трудности.
- Непроизвольные выкрики, то есть ребенок может произносиьь слово, но в середине или в конце один из звуков сказать очень резко, звонко выделив голосом.
- Сила голоса неростоянная, ребенок говорит то достаточно громко, то озвончает звуки,то резко теряет голосоподачу.
4. Подкорковая дизартрия
Очаг поражения- дисфункция экстрапирамидальной системы, в связи с чем ребенок не может произносить слова плавно и четко.
Симптоматика:
- Гиперкинезы (активное, непроизвольное сокращение мышц лица)
- Ребенок испытывает трудности с контролем действий, дыханием и голосом
- В состоянии покоя лицевые мышцы не проявляют излишней активности. При попытке произнести слова мускулатура лица резко меняется, появляются неконтролируемые движения.
- Язык постоянно напряжен и из-за этого ребенок не в силах произнести ни одного звука.
- Речь невнятная, медленная
- В первую очередь, страдают гласные звуки.
- Гнусавый оттенок.
5. Корковая дизартрия
Очаг поражения: корково-ядерные пути лицевого и подъязычного нервов.
Симптоматика:
- Если попросить ребенка улыбнуться, то один уголок рта будет опущен.
- Язык при выдвижении вперед отклоняется в сторону ( в сторону пораженной мышцы), при возвращении в полость рта отклоняется в другую сторону.
- Ребенок не может переключиться с одной артикуляционной позы на другую.
- Речь медленная
- При проговаривании слова делает паузы между слогами.
- Голос достаточно громкий
- Отсутствие плавности в речи
- Ребенок пытается искать правильное положение языка для произнесения звуков, из-за этого вновь паузы
- Заменяет звонкие согласные Б,Д, Г на глухие П, Т, К.
Благодарю за внимание, надеюсь, что такие подсказки помогут вам в выявлении формы дизатрии у ребенка в период диагностики.