Люблю Питер. По его музеям можно ходить бесконечно и обязательно откроешь для себя что нибудь новое. В этом году, в конце августа, открытием стала выставка картин из коллекции знаменитого коллекционера Сергея Щукина в манеже малого Эрмитажа. Давайте пройдёмся по выставочным залам, а заодно посмотрим фотографии 1914г. коллекции Щукина в интерьере его особняка, так как их развесил сам коллекционер. Устроители выставки постарались максимально точно повторить расположение картин как на старых фото, в целом у них всё получилось. Лично мне выставка понравилась. Надеюсь и вам понравится эта маленькая экскурсия.
Но для начала несколько слов о самом Щукине. Вот что рассказывает о нём Википедия и вездесущий интернет:
Сергей Иванович Щукин родился 24 июня 1854г. в Москве в старообрядческой купеческой семье известного в Москве фабриканта Ивана Васильевича Щукина. В детстве Сергей не посещал гимназию из-за заикания и получил домашнее образование; только после лечения в Германии у доктора Денгарта он получил приличное образование, окончив Высшую коммерческую академию в Гере, Тюрингия. В торговом доме «И. В. Щукин с сыновьями» он стал преемником своего отца.
У Сергея было четыре брата – Николай, Пётр, Дмитрий, Иван. Все Щукины были страстными коллекционерами.
Из четырёх своих братьев-коллекционеров Сергей Иванович Щукин стал заниматься коллекционированием последним. До 1887 года, когда он начал целенаправленно приобретать картины, он занимался только коммерческой деятельностью. В 1882 году Щукин покупает особняк князей Трубецких в Большом Знаменском переулке. И уже в ноябре 1898 года первое, купленное им полотно Моне — «Скалы в Бель-Иль», украсило стены особняка.
В 1897—1906 годах Сергей Щукин приобретал картины импрессионистов, в 1906—1914 годах его интересы перешли к постимпрессионизму. С началом Первой мировой войны возникли большие трудности с пополнением коллекции. Рухнула система межбанковских и почтовых переводов, да и доставка картин из той же Франции в воюющую Россию была практически невозможна. После октябрьских событий 1917г., через год, галерею Щукина Декретом Совета Народных Комиссаров от 29 октября 1918г. национализировали, а ещё через год она стала общедоступным «Первым музеем новой западной живописи».
Какое-то время Сергей Иванович исполнял обязанности директора музея, его хранителя и экскурсовода — но не выдержал происходящего в России и покинул страну, эмигрировав в Германию, а затем перебрался во Францию, поселившись в Париже. Ещё до начала войны Щукин перевёл значительную часть своих капиталов в один из Шведских банков, поэтому без особых финансовых проблем он жил в столице Франции до самой смерти в 1936 году. Похоронен в Париже на кладбище Монмартр.
Но вернёмся на выставку.
При входе нас встречает сам Сергей Щукин: на двух картинах Христиана Корнелюса Крона портрет С.Щукина (в рост) и портрет С.Щукина в окружении картин Кeса Ван Донгена и Анри Матисса.
Своё путешествие по особняку Щукина, и параллельно по выставке, мы начнем с Лестницы. Здесь две картины Анри Матисса - «Танец» и «Музыка».
На выставке эти полотна разместили в конце зала добавив картину «Гармония в красном».
С лестницы попадаем в Прихожую Матисса. Здесь две картины автора «Мастерская художника» и «Семейный портрет». Наверняка картин было больше, но в кадр они не попали.
Из прихожей проходим в Зал Моне. Устроители выставки назвали его Музыкальным салоном.
Название «зал Моне» в большой степени условное. На стенах присутствуют картины и других художников. Главную стену в особняке занимали пейзажи Клода Моне, Камиля Писсарро, Альфреда Сислея, Эдгара Дега, а центрообразующей тут была «Дама в саду» Клода Моне.
Из зала Моне проходим в зал Экспрессионистов.
Поль Сезанн, Морис Дени, Ренуар и Ван Гог, Пьер Пюви де Шаванн, Андре Дерен и Дега и всё это разнообразие стилей и жанрового разнообразия в одном месте просто восхищает.
Следующий в нашем путешествии – зал Матисса.
Этого художника особо представлять не надо. Искусство Анри Матисса было подлинной страстью собирательской деятельности С.И.Щукина. Он первый открыл для русской публики этого живописца. В 1911 году по приглашению Щукина художник посетил Россию. Остановившись в доме Щукина в Москве, он сам развесил свои полотна. Нужно было обладать определенной смелостью, покупая в те годы картины Матисса, не принимавшегося всерьез публикой и критикой.
Зал Гогена (большая столовая) - поистине жемчужина коллекции С.И.Щукина. Комментарии здесь излишни. Это просто надо видеть.
Зал Пикассо. Коллекция его картин сформировалась Щукиным к началу войны и по воспоминаниям современников была лучшей в мире. Голубой и розовый периоды и ранний кубизм в творчестве Пикассо составляли основу коллекции Щукина. Работы Пикассо соседствовали в особняке с африканскими деревянными скульптурами. Они так же представлены на этой выставке.
Ну и последний зал в особняке С.И. Щукина, который назывался Часовня.
В этом помещении находилась небольшая домовая церковь князей Трубецких. Сергей Иванович переоборудовал её и развесил картины разных художников. Я попытался разобраться, что же находилось в часовне. После недолгих поисков мой труд увенчался успехом, правда не на все 100%. На стене висят: две картины Фрэнка Уильяма Брэнгвина «Милосердие» и «Рынок»; две картины Мориса Лобра «Библиотека дофина в Версальском дворце» и «Зал дофина (Версальский дворец)»; Арман Гийомен «Сена»; Анри Фантен-Латур «Купальщицы»; в простенке у первого окна Поль Сезанн «Букет цветов в вазе» и Поль Гоген «Фрукты».
На этом наше путешествие по особняку С.И.Щукина и выставочным залам манежа малого Эрмитажа с картинами из коллекции великого коллекционера закончено. Моя статья , конечно же, даёт лишь поверхностное представление о картинах великих художников конца XIX — начала XX века. Лучше на всё смотреть самому.
Если есть возможность, то обязательно посетите выставку. Она открыта до 20 октября.