Сегодня о главном художнике Дмитровского фарфорового завода - Евгении Петровиче Смирнове.
Именно он разработал знаменитую марку завода ввиде стилизованной головы лося.
Евгений Петрович Смирнов родился в 1915 году. Окончил художественную школу при Всесоюзном доме народного творчества в Москве. В течение трех лет занимался в студии рисования в городе Талдом, где бывший ученик Центрального училища технического рисования барона А. Л. Штиглица, а ныне практикующий художник К. Ф. Большаков преподавал Смирнову основы рисунка и живописи.
Профессиональный путь молодого живописца начался в 1931 году на Дмитровском фарфором заводе с должности гравера.
Параллельно Смирнов продолжал повышать свои знания по рисунку и живописи акварелью и маслом у художника-строгановца К. Г. Тихонова, который вел уроки рисования в Вербилковской средней школе. В 1933 году старейший мастер А.И. Калошин обучал его азам росписи, а В.А. Федулов — мастерству подглазурной росписи.
В 1934 году на заводе была создана художественная лаборатория, куда Смирнов в следующем году был переведён на должность художника по росписи фарфора. С 1939 года Евгений Петрович начал руководить художественной лабораторией.
Участвовал в Великой Отечественной Войне, был награждён боевыми наградами.
Е.П. Смирнов талантливый художник, опиравшийся в своем творчестве на традиции народного искусства, что легко прослеживается в его работах.
Во многом на сложение яркого художественного стиля вербилковской посуды повлияло именно его творчество, в течение сорока лет являлся главным художником завода. Возглавлял художественный коллектив предприятия с 1940 по 1980 год.
При нем в лаборатории насчитывалось более сорока художников, высокопоставленных исполнителей, скульпторов и модельщиков.
Творческий подход в освоении традиций национального искусства, сохранение преемственности мастерства, являлись характерными условиями его руководства.
Фирменными изделиями завода, выпускавшимися на протяжении десятилетий, стали сервизы Е.П. Смирнова: «Горюн-трава» (форма "Ампир"), «Барбарис», «Цветы осени», «Календула» и многие другие, в которых художник скупыми художественными средствами стремился к раскрытию своего образно-поэтического, праздничного видения мира.
Один из самых известных, многократно выпускавшихся сервизов "Барбарис".
Форма сервиза "Севрская", изначально была создана во времена Гарднера.
В настоящее время сервиз выпускается в двух близких оттенках росписи, оранжевого и терракотового.
В советское время был ещё выпуск с нежно зеленой росписью.
Поныне Дмитровский фарфоровый завод выпускает сервиз с зелеными листьями и россыпью желтых цветов, "Горюн-трава".
Сервиз "Вымпел" завораживает, много белого, несколько линий и красное у основания. Этот сервиз заказывали иностранные посольства.
За большой творческий вклад в дело сохранения и развития лучших традиций предприятия Е.П. Смирнов был отмечен Государственной премией РСФСР имени И.Е. Репина, в частности за создание вазы «Торжественная», чайно-кофейного сервиза «Факел» и роспись сервиза «Красная площадь». Был награждён орденами В.И. Ленина, Трудового Красного Знамени и присвоением ему звания заслуженного художника РСФСР, был членом МОСХа.
Ваза "Победная" экспонировалась на выставках от музея Москвы:
"Победа. К 70-летию окончания Второй мировой войны".Пекин. 03.09.2015-03.12.2015гг.
"Победа!". Москва. 24.04.2015-20.07.2015гг.
Евгений Петрович ушёл из жизни в 1980 году. Продолжил дело отца его сын - Петр Евгеньевич Смирнов, но о нем я расскажу отдельно.
Чайник из сервиза "Победный" был представлен на виртуальной выставке -
"Великая Отечественная война в произведениях керамики. К 75-й годовщине Победы."
Легки и изящны чайные сервизы Евгения Петровича Смирнова - "Серпики", "Колокольчики", "Черная лента". Их форму создал Ю. Ганрио.
Тарелки "Одинокая гармонь" и" Балалаечник", до сих пор производятся на заводе в Вербилках.
Сервиз "Дубна" был представлен на выставки "Советская Россия", в 1963 году.
Сервиз ,Витязь". Форма В. Ольшевского роспись Смирнова. В этом сервизе всё находится в строгом согласии. Простые формы чайника, чашек, сахарницы с утопленной крышкой вполне традиционны для фарфора и в то же время очень современны для 1960ых годов. Так же как и цветовое решение: сочетание контрастных цветов и приглушенного. Роспись построена на сложных, строго продуманных повторах. Она развивается ступенями из трех прямоугольников по диагонали. Центральное место в росписи занимает плашка с силуэтом витязя.Такое отступление от обычных решений придает живость и динамику построению цвета и всей композиции.
Смирнов сумел найти наиболее правильное решение космической теме в таком трудном материале, как фарфор. Он создал роспись декоративной вазы „В космос“ (форма М. Колчина). Художник нашел именно ту меру обобщения и условности, которая необходима для произведения декоративного искусства.
На ослепительно белом фарфоре — черная матовая плашка с глубокой, как ночь, бархатистой поверхностью. По ней разбросаны редкие золотые светила, и сквозь тьму по диагонали ее перерезает красная ракета с золотым хвостом. Этот лаконизм и немногословность вызывают множество ассоциаций о знаменательных событиях эпохи, о бесконечном звездном мире, о нашей стране, первой проложившей дорогу в космос.
Смирнов внес огромный вклад в формирование на Дмитровском фарфоровом заводе собственного уникального стиля при росписи фарфора. Он создал абсолютно новые наброски для последующего их применения в производстве массового фарфора в технике печати и трафарета.
Несмотря на то, что заметка получилась большой и насыщенной множеством иллюстраций, все работы талантливого художника отразить в ней невозможно. Будут дополнения в комментариях.
Если вам понравилась моя заметка - ставьте лайк и подписывайтесь, делитесь своим мнением в комментариях!
Н.Ломоносова. Художник, искусствовед, куратор выставок.