Найти тему

#годитьтакгодить! Что скрывает спектакль "Балалайкин и Ко"?

Его называют «вождем обличительной литературы», «писателем-колоссом» и гениальным сатириком, чьи сюжеты будут жить вне времени. Речь идет, конечно же, о Салтыкове-Щедрине, авторе романа «Современная идиллия», послужившем основой спектакля «Балалайкин и Ко».
Произведение стало неким образцом сатирического обозрения. Герои здесь олицетворяют собой жизнь общества, в котором находятся. Автор безжалостно вскрывает их пороки и иронизирует над слабостями. В чем же проявляется своеобразие повествования Салтыкова-Щедрина? И как режиссеру Сергею Газарову удалось сохранить колорит классического текста, облачив его в современную и понятную зрителю форму? Давайте разберемся вместе!

-2

Композиция сюжета поражает своей разножанровостью: здесь и размеренные, почти сказочно-былинные рассуждения Рассказчика (Сергей Климов) , и сцены, полные драматизма между Глумовым (Сергей Чонишвили) и Очищенным (Андрей Анкудинов), и элементы комедии, пронзающие весь спектакль от начала до конца. Чего только стоит первое явление Глумова и Рассказчика к нетрезвому Квартальному надзирателю, блистательно сыгранного Сергеем Серовым.
Калейдоскоп лиц, характеров и ситуаций складывается в целый роман-обозрение, который, несмотря на свою многомерность, подается читателю и зрителю в довольно непринужденной форме. Спектакль сохранил Щедринскую красочность и придал ей объем благодаря масштабным декорациям и образам, воплощенным артистами. Режиссер подчеркнул нарочитый гротеск автора с помощью сценографии: адвокатская контора Балалайкина превращается в буддийский храм, где сам ее хозяин - почти что многорукий Шива; пристанище Квартального надзирателя Ивана Тимофеевича окружено излишней роскошью, в которой томно нежатся откровенно одетые барышни, а в доме Рассказчика вдруг из ниоткуда появляются катящиеся колеса, создающие ощущение стремительно летящего времени - «Утром проснулся, а вот уже вечер». И огромный маятник, который начинает раскачиваться в такт метаниям героев...

-3

Созвучие с темой фантасмагории романа в спектакле также выражается в самих героях и их облике. За Глумовым и Рассказчиком по пятам следуют Страхи, облаченные в зеленые (цвет неопределенности) смокинги. Себялюбивый полководец Редедя (Александр Мохов) предстает перед нами в парадном кителе с бряцающими друг о друга многочисленными наградами. А брандмейстер Молодкин в красных лаковых ботфортах, в попытках выслужится, врывается на сцену и исполняет оперную арию.
Такой гротеск образов позволяет зрителю глубже заглянуть в сюжет, заложенный автором и понять тонкость Сатиры Салтыкова-Щедрина.