Ситуация: инспектор ГИБДД останавливает водителя на дороге и требует открыть багажник автомобиля. Самый простой пример.
В ряде других статей на канале про багажник шла речь. В частности, про то, что осматривать его сотрудник полиции может: после составления протокола и привлечения к процессу понятых. Альтернатива: ведение видеосъемки, но и в этом случае протокол нужно составлять.
Допустим, ГАИшник ничего, что написано в законе, не делает. Просто требует открыть багажник. На замечания либо не реагирует, либо реагирует резко. Как быть? Что такого сказать инспектору, чтобы он немного «угомонил свой пыл»?
С этими вопросами разберемся в статье. Но, для начала, немного про автомобилистов:
часто простые водители пишут и говорят что-то подобное:
- «Слушайте, зачем учить инспектора работать? Он и без вас прекрасно знает, что ему делать. Представьте, вы – сотрудник ГИБДД. А какой-то водитель начинает рассказывать вам про нормы законодательства. То есть, про то, что о чем вы знаете больше, чем он…».
Практика показывает, что далеко не все ГАИшники хорошо разбираются в законах. У некоторых «мудрость» приходит с опытом. Другие – внимательно слушают разъяснения начальства. А руководство, зачастую, трактует законы так, как ему это выгодно. Это первое.
Второе: никто не собирается учить ГАИшников работать. Пусть, как хотят, так и трудятся. Другое дело, что их работа прямо влияет на права водителей. Если эти самые права нарушаются, то водителю нужно их защищать. Обязательно. Поэтому речь не идет об «учить жить». Самое главное – защита прав водителей.
«Если у вас всё в порядке с машиной и документами, то зачем докапываться до инспектора ГИБДД. Показали документы, открыли багажник, поехали дальше».
В целом, можно согласиться. Нет смысла качать права на пустом месте, тратить свое время, время инспектора. То же самое и с нервами. Другое дело, что, если от сотрудников ГИБДД не требовать соблюдения законодательства, то они будут наглеть.
Всё тот же пример с багажником: ГАИшники будут считать, что водители обязаны по простой просьбе – без протокола – открывать багажник. А кому-нибудь что-нибудь туда еще и подбросят. Так что, порядок должен быть.
Чтобы всё было в рамках закона, нужно знать, чем припугнуть ГАИшника.
Статья в КоАП
Есть в Кодексе об административных правонарушениях статья 19.1 «Самоуправство». Она распространяется на все случаи, когда инспектор ГИБДД что-то делает не по закону. Кстати, «Самоуправство» есть и в Уголовном кодексе РФ.
Если вы ознакомитесь с текстом статьи 19.1 КоАП, то у вас, скорее всего, возникнет вопрос: «И что там страшного? Там штрафы по 300 рублей». Да, к сожалению, штрафы маленькие. Но есть в КоАП еще и статья 2.5, в которой указано, что, в частности, полицейские несут за административные правонарушения еще и дисциплинарную ответственность. Она прописана, например, в Трудовом кодексе:
- выговоры;
- неполное служебное соответствие;
- увольнение и так далее.
А это уже страшно. Например, инспектора ГИБДД могут лишить премии – надолго. Он, скажем, потеряет полтора десятка тысяч рублей. Это серьезно скажется на жизни его семьи. Увольнение – еще хуже. Ведь полицейским непросто найти гражданскую работу. Они привыкли машины останавливать. А «на гражданке» что делать?
Поэтому, когда водитель говорит инспектору про самоуправство, ГАИшник обычно напрягается и вспоминает, как нужно работать в рамках закона.
Кстати, все эти «перегибы» со стороны ГИБДД возникают, потому что полицейские считают: водители плохо знают свои права. Уважаемые автомобилисты, читайте побольше законов, осознавайте, что в них написано!