Официальное название самолета - A-10 Thunderbolt II. Его прозвали "Бородавочник", и это прозвище стало настолько популярным, что даже упоминалось в официальных документах.
В начале войны во Вьетнаме Соединенным Штатам стало ясно, что необходимо создать новый тип боевого самолета, способного работать в тяжелых условиях, обладающего повышенной надежностью и более мощным вооружением.
Пока армия США разрабатывала боевые вертолеты, ВВС США пытались создать совершенно новый истребитель.
В 1966 году была официально выпущена новая директива, которая содержала все требования к будущему изделию, а также предложения по исполнению некоторых элементов.
Требования были довольно сложными, правительство хотело получить ударный истребитель со следующими характеристиками:
1. Дешево и надежно.
2. Способный взлетать с полезной нагрузкой не менее 7 тонн.
3. Беспрепятственный взлет с короткой взлетно-посадочной полосы с максимальной длиной 1200 м.
4. Автономия в воздухе.
5. Отличная скорость и маневренность при чрезвычайно высокой живучести.
Во время проектирования A-10 компания Northrop параллельно разрабатывала свой собственный самолет YA-10A. Готовый продукт показал очень хорошие результаты, но на последних этапах испытаний были выявлены серьезные проблемы в конструкции, в результате чего YA-10A был снят с соревнований на первенство.
Приводимый в движение двумя турбовинтовыми двигателями General Electric TF34-GE-100A, A-10 развивает скорость до 700 км/ч, имеет потрясающую скорость крена и чрезвычайно маневренен.
Управление самолетом осуществляется с помощью двух систем: механической и гидравлической. В результате самолет обладает исключительной устойчивостью. Основным оружием самолета GAU-A 8 Avenger является 30-мм автоматическая пушка, кроме того, на самолет могут быть прикреплены бомбы и ракеты.
Одним из самых интересных моментов в строительстве Бородатого Мстителя была его броня. Наибольшую защиту получили узлы самолета, отвечающие за боевую эффективность, а также кабина пилота. Самолет оснащен 5,5 тоннами титановой брони, подходящей для самолетов.
Первая серийная модель была испытана в октябре 1975 г. Первые испытания показали, что самолет не соответствует требуемым характеристикам.
В результате инженерам пришлось провести дополнительную работу по исправлению ошибок. Серийное производство исправленной модели самолета началось в начале следующего года.
В период с 1975 по 1984 год было произведено в общей сложности 715 ударных самолетов стоимостью 18,8 млн. долл. каждый. Несмотря на свой возраст, данная модель самолета до сих пор состоит на вооружении ВВС США.
Что вы думаете об этом? Напишите свое мнение в комментариях.