Бывают такие спектакли-капельки, которые сверкнули в лучах софитов, упали на подмостки крошечными бриллиантами, а потом исчезли, растворились в непредсказуемой атмосфере жизненных обстоятельств. В театре их называют «коротышками»: не потому, что они были сделаны в «коротком метре», а потому, что срок их существования в репертуаре оказался недолгим, как жизненный путь красавицы-бабочки.
Уникально короткая биография получилась у спектакля под странным названием «Птидепе». Его первый прогон состоялся 15 июля 1991 года в Театре на Юго-Западе. Неожиданным для многих зрителей стал факт, что автором пьесы является никто иной, как последний президент Чехословакии и первый президент Чехии Вацлав Гавел. В своей комедии он создал невиданную страну Абсурдистан, и тем словно накликал несколько абсурдную судьбу будущему спектаклю.
Чуткий ко всему актуально-происходящему в мире режиссёр Валерий Белякович, не смог пройти мимо броской политической сатиры чешского автора в громокипящее время перестройки не только в нашей стране, но и во всём соцлагере. Внутри очевидной антикоммунистической агитки Валерий Романович разглядел вневременную мысль о том, что политики живут на особой, далёкой от простых граждан планете, по своим, зачастую циничным, правилам и разговаривают на особенном «птичьем» языке.
Именно тарабарский язык «птидепе», изобретённый Гавелом для жителей планеты Абсурдистан, стал камнем преткновения, о который спотыкались и актёры, и зрители. Сложный для восприятия и запоминания набор звуков (актёры были вынуждены едва ли не со шпаргалками выходить на сцену) погубил новую работу. И хотя в условных лингвистических «дебрях» «птидепе» скрывалась определённая считываемая символика, театру пришлось довольно скоро попрощаться с не выговариваемой и тяжелой для слуха пьесой..
В июле 2000 года на Основной сцене появился спектакль, который ставился и игрался с воодушевлением и удовольствием. Шоу-анекдот по мотивам пьесы Александра Галина «Конкурс» был создан в фирменном «юго-западном» стиле: ослепительный, реактивный, музыкальный. Спектакль, блистательно сыгранный звёздным составом театра, к которому присоединилась японская актриса Йошико Нозаки, его создатель Валерий Белякович без ложной скромности называл потрясающим. Несмотря на любовь публики и исполнителей, «Конкурсу» было суждено появиться на «юго-западных» подмостках всего лишь 5 раз. Далее случилось немыслимое: даже не пытаясь посмотреть на то, что получилось, автор пьесы Александр Галин категорически запретил его играть. Размышлять о причинах можно долго и разнообразно. Например, можно предположить, что драматургу не понравилось определение «по мотивам», вдруг ему хотелось большего?
Прощались с «Конкурсом» почти со слезами. Как на грех, один из основных исполнителей– Олег Леушин – умудрился сломать палец на ноге. Танцевать ему было не просто сложно, но и больно, однако отказаться от возможности сыграть фееричный шоу-анекдот в последний раз артист даже не подумал.
Известно, что постановщик длительное время переживал «убийство» своего творческого ребёнка. Остаётся только позавидовать зрителям, успевшим вовремя оказаться в нужном месте и увидеть один из 5 выходов спектакля в свет.
Под занавес 2008 года два «юго-западных» актёра – Олег Анищенко и Михаил Белякович – проявили режиссёрский энтузиазм и поставили пьесу Александра Селина «Гюнтер Шидловский». Метафоричный, смешной и грустный спектакль тоже постигла участь «коротышки».
Он держал великолепными актёрскими работами, но объяснимо пугал мрачностью кладбищенской темы и сложностью погружения в её бездонную философскую суть. Возможно, сама мысль: «если речь идет о смерти, то старайся копать вглубь», могла бы стимулировать зрительский интерес, а вместе с ним попытки увидеть и услышать, больше, чем показано. Однако, уставленная крестами и могильными плитами сцена, моментально включала у зрителей рефлекторную защиту от неминуемого будущего.
Визуальные ощущения возобладали над ментальным осознанием увиденного, и хороший, чуть психоделически-сумрачный, спектакль сошёл со сцены .
Премьера трагифарса «Тиль» по пьесе Григория Горина прошла 12 сентября 2020 года и фактически открыла сезон 2020-21. Режиссёр Наталия Бухальцева для своей первой работы на Основной сцене собрала замечательный актёрский ансамбль. Роли в спектакле получили как артисты, практически стоявшие у истоков «Юго-Запада», так и молодые силы театра. Созданные ими образы, безусловно, останутся в творческой «юго-западной» копилочке. Бесшабашный весельчак Тиль Вадима Соколова, так схожий с нынешними мальчишками, проходящими путь от парня из соседнего двора до героя, несгибаемый Клаас Евгения Бакалова, жертвенная, трепетная Неле Вероники Саркисовой, сомневающийся палач Дениса Нагретдинова и добряк Ламме Дениса Шалаева, мастер куртуазных манер – король Филипп Алексея Матошина и многие другие персонажи успели полюбиться поклонникам театра.
Яркий, музыкальный «Тиль» недолго занимал законную строчку в афише театра. Его репетиционный процесс пал жертвой пандемии. Собраться и внимательно, тщательно отрепетировать постановку было невозможно из-за постоянных отмен, связанных то с болезнью актёров, то с карантином, из-за которого была отложена и сама премьера. Скомканный ход работ безмерно огорчал режиссёра и труппу. 25%-ый порог заполняемости зала оказался критичным для судьбы спектакля. Очень скоро он тихо и незаметно покинул репертуар.
Спектакли, как люди. У них тоже «есть только миг между прошлым и будущим»: продолжительный или краткий. И неважно, сколько прожили «эти свободные бабочки»-постановки, главное, что их герои успели завоевать чьё-то сердце.
Среди давних поклонников и верных зрителей Театра на Юго-Западе наверняка есть те, кто видел наши спектакли-капельки. Театру будет очень интересно услышать воспоминания и впечатления от них!