Возможно, перед этим зимним сезоном вы снова стоите перед выбором — устанавливать на автомобиль шипованные или фрикционные шины. Кто-то уже испытал в действии «шипы» и хочет попробовать «липучку», а кто-то наоборот. Решили напомнить, в каких случаях хороши нешипованные шины, а когда лучше ставить «шипы». Рассмотрим вопрос еще с точки зрения привода автомобиля: что лучше, по мнению наших экспертов, подойдет на задне-, передне- или полноприводный автомобиль.
Как работают разные типы шин
Исходя из истории разработки шин, первые специализированные шины для зимы были именно шипованными. Их представила фирма Nokian Tyres. Фрикционные же возникли в ответ на запрет использования шипов в некоторых европейских странах.
Новые разработки в области шинного дела позволяют и нешипованным шинам достигать характеристик на зимних поверхностях, во многом близких свойствам шипованных.
Шипованные шины
За счет «железных когтей» шины отлично сцепляются с ледяной поверхностью и обеспечивают короткий тормозной путь.
Но «шиповки» не обладают таким количеством мелких ламелей, как фрикционные, и проигрывают последним в управлении на мокрых поверхностях. Кроме того, на пространство непосредственно вокруг шипов, как правило, вовсе не нанесены ламели. В том числе из-за этого сцепление с мокрой дорогой хуже, чем у нешипованных шин.
Что мы знаем в целом о шипованных шинах:
- «Шипы» вне конкуренции на льду, ледяных колеях.
- Неплохо ведут себя на асфальте.
- Средне управляются на мокрых поверхностях.
- Имеют повышенную шумность из-за шипов.
- Периодически теряют шипы.
- При экстремально низких температурах свойства шипованных шин начинают ухудшаться.
- Такие колеса жестче фрикционных, что влияет на комфорт вождения.
- Шипы квадратной формы или в виде звезды лучше держат дорогу, чем круглые.
Кому подойдут:
- жителям северных регионов и средней полосы, городов, где нерегулярно расчищаются дороги, и температура зимой чаще всего ниже нуля,
- тем, кто привык к агрессивной манере вождения,
- водителям, которые часто выезжают за город на проселочные дороги,
- автовладельцам, которым зимой часто приходится ездить по обледенелым дорогам,
- владельцам легковесных автомобилей для обеспечения большей устойчивости на зимних поверхностях,
- обладателям автомобилей, в которых не установлены электронные помощники ABS, ESP и другие.
Фрикционные шины
Такого типа шины называются «липучка», потому что за счет свойств резины они как бы прилипают к поверхности с помощью трения (им же надо как-то обеспечить сцепление без шипов).
Как это происходит на льду:
- Колесо, проезжая по ледяной поверхности, немного плавит ее, возникает водяная микропленка, которая может привести к заносу авто.
- Структура резины фрикционных шин шероховатая сама по себе плюс на нее нанесено множество мелких ламелей.
С помощью этих особенностей шины способны вбирать в себя часть микропленки, а часть отводить и сцепляться с поверхностью.
3. Во время движения автомобиля блоки нешипованных шин поворачиваются под разными углами, чтобы обеспечить максимальный отвод влаги.
Да, по льду тоже можно проехать на «липучке», только скорость нужно серьезно убавить, чтобы свойства резины и рисунка протектора успевали делать свое дело.
Итак, особенности фрикционных шин:
- Обеспечивают отличный уровень сцепления на мокрых поверхностях и снежной каше.
- Сохраняют свойства при большом минусе зимой.
- Их следует с большой осторожностью использовать на льду.
- Обладают акустическим комфортом.
- Электронные системы в авто помогают «липучкам» справиться со сложными ситуациями на дороге.
Кому подойдут:
- жителям мегаполисов, где дороги зимой хорошо расчищаются и применяются реагенты,
- автовладельцам, которые зимой редко встречаются со льдом, а чаще ездят по сухим дорогам или снежной каше.
- водителям, которым важен акустический комфорт,
- автолюбителям, в машинах которых установлены ABS, ESP и другие электронные системы, спасающие от заносов,
- тем, кто водит аккуратно и не гоняет зимой.
Выбор шин по приводу автомобиля
Кроме климатических условий и собственных предпочтений при выборе шин обратите внимание еще на один фактор — тип привода вашего автомобиля.
У автомобилей с разными типами приводов свои особенности управления, особенно, в случае заносов. Приведем краткие описания особенностей каждого из приводов и порекомендуем шины, которые лучше подойдут передне-, задне- и полноприводным авто.
Передний привод
Краткая суть работы такого типа привода: за счет двигателя крутятся передние колеса, а задние свободно вращаются. Основной вес приходится на переднюю часть автомобиля.
Авто с передним приводом, как правило, дешевле, чем авто такого же класса и комплектации, но с задним или полным приводом.
Передний привод может устанавливаться в машины как бюджетные, так и премиум-класса. Примеры авто, которые выпускаются с передним приводом: KIA K5, Skoda Octavia, Toyota Camry, Mazda 6, Citroen C4.
Некоторые особенности поведения и управления авто с передним приводом:
- При резком старте передние колеса могут начать пробуксовывать, а шины быстрее изнашиваться.
- На поворотах на слишком высокой скорости у машин с передним приводом может начать сносить переднюю ось.
- Для устойчивости на льду важно резко не прибавлять и не бросать газ.
- При сносе задней оси рекомендуется повернуть рулевое колесо в сторону заноса и не бросать газ, что непросто бывает сделать, так как в таких ситуациях автолюбитель скорее автоматически сбросит газ и будет давить тормоз. В редких случаях, когда передняя ось автомобиля потеряла сцепление с дорогой, рекомендуется вывернуть руль в сторону заноса и использовать ручник.
Для переднеприводных автомобилей лучше использовать зимой шипованные шины, чтобы минимизировать вероятность заносов в поворотах на скользких поверхностях. Если в авто установлены системы активной безопасности, и водитель водит в спокойной манере, фрикционные шины тоже подойдут.
Задний привод
Краткая суть работы такого типа привода: двигатель вращает задние колеса — они являются ведущими.
Автомобили с задним приводом тоже бывают и бюджетных, и дорогих марок. Например, задним приводом оснащены многие модели Mercedes и BMW, большинство Жигулей, Волги, Nissan Skyline, Mazda МX-5.
Особенности поведения и управления авто с задним приводом:
- Разгоняется автомобиль, как правило, более эффективно, чем переднеприводный.
- Автомобиль менее устойчив на льду и снегу, чем машина с передним приводом. Если резко прибавить газ, то может занести заднюю ось.
- Заднеприводные машины более склонны к заносу задней оси в повороте.
- В случае заноса первое, что необходимо сделать водителю — вывернуть колеса в сторону заноса. В таких ситуациях в основном рекомендуют отпустить педаль газа, но в редких случаях нужно прибавить газ.
Учитывая особенности управления заднеприводными автомобилями, безопаснее всего будет поставить на них шипованные шины. Не помешает иметь в авто электронные помощники, вроде ESP и других. Кстати, о системах активной безопасности в авто мы писали здесь.
Полный привод
Краткая суть работы такого типа привода: двигатель передает крутящий момент на все четыре колеса. В полноприводных автомобилях обе оси являются ведущими. Распределения мощности между осями и колесами происходит с помощью дифференциалов.
Полноприводные автомобили в большинстве своем не будут бюджетными. Полный привод встречается, например, в таких машинах: Toyota Land Cruiser Prado, Land Rover Defender, Нива 4х4.
Особенности поведения и управления полноприводными автомобилями:
- Машина с полным приводом сложнее по управлению в критических ситуациях, чем с передне- и заднеприводная. Привод включает в себя нюансы и переднего, и заднего.
- Такие авто имеют неоспоримые преимущества при прямолинейном разгоне, торможении и проезде неровностей.
- Водителям с небольшим опытом, управляющим таким авто, рекомендуется значительно снижать скорость перед экстренными маневрами.
- При заносе полноприводного автомобиля, в целом, рекомендуется действовать, как в случае с передне- и заднеприводными машинами.
Для полноприводных автомобилей можно использовать и шипованные шины, и «липучку». За счет равномерно распределенного веса, продуманной системы и, как правило, внушительного набора электронных помощников в полноприводных авто, они смогут обеспечить устойчивость и безопасность на зимних дорогах. Конечно, при условии соблюдения скоростного режима и разумного стиля вождения.
Главное, помните: какие бы шины не стояли на вашем авто, зимой приходится изменять манеру вождения. Лучше избегать резких ускорений, торможений, увеличивать дистанцию и продумывать каждый маневр заранее.
Напишите в комментариях, какой привод у вашей машины? Какие шины предпочитаете для своего авто?
Ставьте лайк и подписывайтесь на канал, дальше — интересней! Удачи на дорогах!