Будь моя воля - рассказ датского писателя Нильса Нильсена "Никудышный музыкант" я обязательно включила бы в программу по литературе, музыке или МХК, настолько он актуален в наши дни, несмотря на то, что написан в теперь уже далеком 1958 году - почти 65 лет назад. Причем, написан на том самом "загнивающем Западе", против влияния которого насмерть стояли советские идеологи. И сюжет сам по себе простенький: в популярной программе выступает старый скрипач. Но дело в том, что все это происходит в 2141 году (до которого осталось всего ничего), и нашей страной уже пройдена определенная веха - 1991 год. Аж не выдержала - нашла этот рассказ на нескольких сайтах, специально посмотрела соответствующий момент: нет ли расхождений? Нет, везде именно 1991-й. Как будто написано специально для России. Ясновидение?.. Ну, с писателями-фантастами такое уже случалось - Жюль Верн своих героев под водой гонял 80000 километров намного раньше, когда о подводных лодках слыхом не слыхали.
Конечно, к 2141 году техника стала более совершенной, и трансляция идет уже не в одной отдельно взятой стране, а на весь мир! Вот только транслируется... не поверите - убожество уровня наших лучших "шоу на току":
"Танцуй, качайся,
Страна счастья твоя..."
Серебряные мембраны куплетных роботов услаждали слух танцующих заключительными фразами очередной песенки. Толпа, одетая в пестрые пластиковые костюмы самых веселых тонов, медленно кружила по залу. Тысячи пар глаз отсутствующе смотрели в сизый от табачного дыма воздух. Тысячи застывших лиц выражали бездумье высшей марки"...
Все шло, как и предписано Службой Полного Довольства (СПД), которая заботливо следила за тем, чтобы люди были всем обеспечены, всем довольны и НИ О ЧЕМ НЕ ДУМАЛИ. А потом выступал последний в мире скрипач. Звучала скрипка, которую в семнадцатом веке сделал итальянский мастер... необычная скрипка, за которую ее создателя сожгли как колдуна и которую он перед казнью смог передать своему другу-скрипачу, предку того, кто играл сейчас. Он играл концерт Бетховена. Правда, объявили это произведение как комический номер, забавный образец старинных "треней-бреней", а предки последнего в мире скрипача были высмеяны за то, что из поколения в поколения передавали по памяти эти никому не нужные "опусы" (слово-то какое смешное!) Моцарта и Бетховена, которые, в силу заботы о людях, были в свое время сожжены:
- Это единственное в своем роде выступление оказалось возможным исключительно благодаря специальному разрешению нашей превосходной Службы ПД. Слава богу, вот уже полтораста лет, с 1991 года, все разновидности так называемого подлинного искусства запрещены в соответствии с законом, который устранил все, что может разбудить мысль и вырвать человека из его естественного счастливого, бездумного состояния!..
...Вольфганг Бюффон начал играть. В его струнах звучал рассвет, и утренняя роса, и шелест листвы древнего дуба; они пели про могучий морской простор и сумеречную тишину леса, про вечное беспокойство, снедающее душу человека. Мелодия плыла над публикой на крыльях тонкой красоты и прозрачной гармонии. Ожил гений замечательного композитора, но скрипка пела также об одинокой жизни музыканта, о долгой борьбе его рода за то, чтобы в медовом мире узаконенного бездумья сохранить хотя бы частицу великих творений. Скрипач пытался проникнуть в эти изнеженные души, поведать им о чем-то новом. Наверно, это последняя возможность, и ему стоило больших трудов пробиться к микрофону...
Мощные передатчики СПД разнесли призыв его скрипки в самые отдаленные уголки земного шара. Десять миллиардов человек - на Гавайских островах, в Чили, в Греции - везде слушали его, и странная тоска охватывала их души, тоска по чему-то неведомому, забытому.
Постепенно красивые, гладкие лица людей, сидевших за столиками в зале, исказило негодование. Дамы зябко ежились. Мужчины сурово переглядывались. Как это противно - задумываться...
Зрители отреагировали, как положено: немного подумав... они засмеялись. Смех был их защитой от того незнакомого чувства, да и вообще постоянное бездумное и беззаботное веселье - естественное состояние человека. Тем более, и конферансье тут же объявил новый "номер":
- После этого забавного, очень забавного образчика так называемой духовной жизни прошлого прослушайте в исполнении нашего механического оркестра лучшую песню года: "Милая, скажи - умба-ум!".
Не напоминает ли это некогда популярные песенки типа "Попробуй муу, муу, попробуй джага-джага..." и ей подобные?.. Напомню, рассказ написан в 1958 году, когда авторы и исполнители данного шедевра либо еще не родились, либо были совсем маленькими.
Последний скрипач Вольфган Бюффон оказался совершенно "никудышным". Хоть и была в его руках необыкновенной силы скрипка, которая, как гласило семейное предание, должна была спасти человечество в момент большой опасности, миссия оказалась ему не по силам. Хоть и научился он силой звука выводить из строя музыкальных роботов и даже однажды заставил замолчать во всем городе все орущее, наступившая тишина испугала его сограждан, так же, как напугала и "поднявшаяся с колен мысль", вопросившая "кто ты?". Почувствовав страх толпы и тоску по привычному шуму, резервные роботы немедленно кинулись на помощь.
- Дети! - зарокотал отеческий металлический голос с крыши Департамента. Подключенный прямо к сети механический писатель заработал на полную мощность. - Дети! Какой-то безумец устроил покушение на нас, на машины! На нас, которые неустанно трудятся, чтобы обеспечить узаконенное право человека на бездумье! Но вы не бойтесь! Мы спасем вас от террора тишины! Слушайте! Мы снова начинаем играть! Веселитесь опять! Ликуйте! Хохочите! Шумите! Танцуйте под блаженные звуки ксинги, юмбы и хух-хух!
Ласковый металлический голос смолк, но из вертолетов и броневиков полиции СПД снова зазвучали приторные рулады вибратуб и сладкое пение роботов-куплетистов:
Дружно - юмба, дружно - бумба,
Веселись на всю катушку!
Напряжение оставило бледные, испуганные лица. Появились робкие улыбки, люди взялись за руки, сделали ногами одно коленце, другое, запрыгали и подхватили:
Дружно - юмба, дружно - бумба...
И с благословения доброго металлического голоса начался огромный импровизированный асфальтовый бал. А в это время электрические ищейки полиции СПД выследили оборванного худого человека, который стоял, прислонясь к стене, и глядел на лежащую у его ног разбитую вдребезги черную скрипку...
Заключительные строки рассказа описывают беседу сторожей больницы для умалишенных: они обсуждают одного из пациентов, который сделал скрипку и целыми днями играет на ней. И сейчас вот, нагоняя тоску, пилит какую-то "песенку", наверное, из тех, что существовали до принятия закона о бездумье (что это - концерт Мендельсона, они, естественно, не знают). Чтобы избавиться от "трени-бреней", они включают новую классную песенку - "Ба-ба-бу, милашка". А психи слушают звуки уже не волшебной скрипки - ну, это же психи, тем более, в этой больнице находятся самые тяжелые больные.
А при чем 1991 год? Так именно после него было "отправлено на помойку" устаревшее советское искусство. Какая дружба? Надо о себе, любимом, думать! Никто никому ничего не должен! Зачем о Великой Отечественной войне так часто вспоминать, людей расстраивать? В Европе давно уже никто ни песен, ни стихов о ней не пишет - одни мы. Радость, веселье, ночные клубы - вот ЭТО жизнь! Конечно, закона о обязательном бездумье у нас не было, но все, что потихоньку вытесняет из культурной жизни страны по-настоящему духовные произведения, тому способствует.
Даю две ссылки, но легко найти, просто введя в поисковик название.
http://www.zverolovlev.narod.ru/misc_sf_618000.htm
https://www.litmir.me/br/?b=20761&p=1
Еще материалы в подборке
______________________________________________________
Предлагаю ознакомиться с другими публикациями