1955-1962 годы
Великобритания
Стараясь обработать советских граждан, пребывавших на территории Великобритании, англичане не гнушались абсолютно ничем. Так в ряде случаев английская разведка и контрразведка давала своей агентуре задания не только изучать советских граждан, но и делать им провокационные предложения типа: измены Родине, остаться на жительство в Англии и т.д. При этом в ход пускались самые разнообразные приемы — посулы материальных благ, имитация любовных отношений, спекуляция на националистических чувствах, использование проступков и промахов.
Один из руководителей молодежной консервативной организации Англии Патрик Вильсон пригласил двух советских студентов к себе на квартиру и после некоторой обработки предложил им не возвращаться на Родину, обещая «хорошую работу» в Англии.
Англичане Арнольд—брат и сестра — старались завлечь одного из советских студентов в «запрещенные» для иностранцев места и познакомить с английскими девицами. Позже они пытались склонить его остаться в Англии.
Некоторых артистов украинского ансамбля пытались самыми различными приемами склонить к измене Родине. Так английский контрразведчик Д. Шпаунт предложил артистке ансамбля Гаиенко выйти за него замуж и остаться в Англии, обещая ей «большое состояние».
Переводчица Общества англо-советской дружбы Ю. Уильяме предложила артисту ансамбля Жабенко, страдающему хронической болезнью, остаться в Англии, обещая сделать все возможное, чтобы вылечить его.
Руководство английской разведки, полагая, что некоторые приезжающие в Англию советские граждане могут быть националистически настроены, ориентировалось на этих людей при подготовке вербовочных мероприятий. С этой целью англичане стремились искусственно разжигать националистические настроения.
Так в 1959 году в Англию выехала группа туристов, в составе которой находился татарин Мухаммедов. На первом же приеме, устроенном «Британским советом», Мухаммедовым заинтересовался английский разведчик Слим. Чтобы создать благоприятные условия для обработки Мухаммедова, английский разведчик применил следующий прием. Выдав себя за студента, живущего далеко за городом, он дважды приходил к Мухаммедову поздно ночью в гостиницу, говоря, что опоздал на последний поезд, и оставался у него ночевать. В течение почти всей ночи он пытался обработать Мухаммедова в антисоветском духе с националистических позиций, склоняя его к тому, чтобы Мухаммедов остался в Англии. В другом случае два разведчика из СИС избрали для обработки двух советских студенток, обучавшихся в Англии: узбечку Каримову и литовку Лайиите.
А. Дэдмен (еврейка по национальности), агент английской контрразведки, неоднократно прикреплялась в качестве переводчицы к советским артистам и художественным коллективам. Так в 1960 году она вместе с несколькими другими лицами еврейской национальности безуспешно пыталась склонить к невозвращению в СССР гастролировавшего в Англии известного советского артиста еврейской национальности, играя при этом на его национальных чувствах. В провокационных целях она выдавала себя за члена Коммунистической партии Англии.
Одним из методов работы английских спецслужб являлась компрометация советских граждан.
Так, во время одной из репетиций ансамбля танца Украинской ССР в Англии за кулисы был подброшен кошелек с крупной суммой денег в расчете на то, чтобы обвинить кого-либо из участников ансамбля в краже, если он подберет этот кошелек.
Важным направлением в деятельности английской разведки являлось выведывание советских военных секретов.
Стремясь во что бы то ни стало получить данные о советских военных кораблях и их вооружении, английская разведка пошла даже на такой шаг, как организация секретного осмотра подводной части советского крейсера «Свердлов», доставившего в 1955 году правительственную делегацию СССР в Англию. Для этой цели был направлен подводный разведчик английского адмиралтейства капитан Крэбб*, погибший во время операции. Характерно, что английские правящие круги и пресса попытались свалить вину за этот скандальный случай на американцев, распространив слух, что Крэбб действовал по заданию американской разведки.
Американцы тоже никогда не были «белыми и пушистыми» в вопросах вербовочных подходов к советским гражданам, но это чисто английский стиль — нагадить и свалить вину на другого.
(Источник: Маркелов, Ю. И. Смирнов, А. Н. Могучий, Е. Б. Песков)