Минпромторг РФ пролонгировал добровольную маркировку биологически активных добавок до конца февраля 2023-го. Ключевые игроки отрасли уже готовы к введению обязательных требований, продление сроков связано со сложной макроэкономической ситуацией. В статье расскажем, зачем нужна маркировка БАД и к чему приведет этот эксперимент.
Зачем нужна маркировка БАД? Для обеления рынка и борьбы с контрафактом. Также это даст шанс легальным компаниям увеличить свою выручку: по расчетам экспертов это принесет им около 2 млрд рублей в год, а также примерно 700 млн рублей в бюджет страны.
Как Минпромторг поддержал производителей? Им обещано льготное кредитование. Каждый из производителей сможет получить до 50 млн рублей из ФРП (Фонда развития промышленности). Займы будут предоставляться на приобретение оборудования для маркировки.
Также, чтобы облегчить внедрение новых процессов в бизнес, предпринимаются и другие действия:
- На площадке ЦРПТ (Центра развития перспективных технологий) собраны рабочие группы из специалистов компаний-производителей БАД. Они принимают участие в разработке технологических решений по маркировке и обсуждении связанных с ней НПА (нормативно-правовых актов).
- Все инструкции корректируются в соответствии с пожеланиями изготовителей, которые тестируют различные механизмы нанесения идентификаторов Data Matrix на свою продукцию.
Так, по результатам совещаний рабочей группы, Минпромторг уже подготовил проект постановления, который предусматривает использование 2 вариантов Data Matrix:
- с криптоподписью длиной 44 символа (уже наносится на лекарства);
- с криптохвостом длиной 4 знака (применяется в молочной промышленности).
Почему этот эксперимент длится 2 года? Пилотный проект по маркировке БАД начался 1 мая 2021 года. Минпромторг РФ учитывает специфику рынка, поэтому помогает производителям как следует подготовиться и сдвигает сроки внедрения обязательных требований.
Для всех крупных производителей, которые не успеют внедрить маркировку до конца февраля 2023-го, предусмотрен штраф до 1 000 000 ₽ или лишение свободы до 5 лет. Для юрлиц — штраф от 40 000 ₽ до 300 000 ₽ с конфискацией продукции, а для должностных лиц — штраф от 5 000₽ до 10 000 ₽.
Какие сложности у эксперимента по маркировке БАД?
1) Специфика упаковки. Медпрепараты фасуются во вторичную упаковку: коды Data Matrix наносятся на картонную коробку. БАДы упаковываются в бутылки, банки, тубы, бумажную обертку. «Аскорбинка», например, заворачивается в скрутку. Маркировка такой продукции предусматривает индивидуальные решения.
2) На рынке нет по-настоящему крупных игроков. Изготовлением БАДов занимается множество небольших компаний с разными техусловиями. Им тяжелее «втягиваться» в процессы маркировки из-за отсутствия опыта. Игрокам рынка БАД, которые впервые столкнутся с обязанностью наносить идентификаторы на продукты, имеет смысл заимствовать технологии из других производственных процессов. Например, банки из пластика, в которые упаковываются витамины, похожи на бутылки для питьевой воды. Здесь допустимо использование наклеек или более надежного способа — нанесения Data Matrix на крышки.
3) Импортные БАДы должны маркироваться дистрибьюторами — на складах на таможне или в распределительных спеццентрах.
Исполнительный директор отделения Antares Vision Group* в РФ, Антон Харитонов, поделился кейсом. Инженеры компании вместе с фармдистрибьюторами уже тестируют такой сценарий:
- На склад прибывает грузовой автомобиль с упакованными витаминами.
- Продукция разгружается и маркируется, затем снова загружается в машину и отправляется на таможню.
Такие модели нанесения идентификаторов уже работают в легпроме и на производстве минеральной воды, для фармотрасли они пока в новинку. Компактные маркировочные линии планируется устанавливать прямо на таможне, причем такие, которые можно перенастраивать под работу с любым форматом упаковки — от коробок до пакетов.
Возникает логичный вопрос: ускорит ли процесс такой подход? Специалисты считают, что несущественно — эта история про упрощение труда людей. Без него реализовать маркировочные процессы пока невозможно. Речь идет не о скорости работы оборудования. Темп функционирования станка — 25–50 бутылок в минуту (при ручной подаче). Допустим, машина доставила на таможню груз в 50 000 банок с витаминами. На маркировку понадобится около 1 000 мин, то есть почти 17 ч, если заставить станок работать в полную силу. Нужно быстрее? Придется наращивать количество станков, а значит нести большие затраты.
4) При продаже БАДов через маркетплейсы ответственность за маркировку будут нести изготовители и импортеры. Продавцам необходимо перенастроить онлайн-кассы так, чтобы выдавать покупателям соответствующие чеки — с идентификаторами Data Matrix. Помимо этого, потребуется специализированное программное обеспечение для автоматизации бизнес-процессов, связанных с маркировкой продукции. То же самое касается аптечных сетей и магазинов, торгующих БАДами в розницу.
Среди надежных и недорогих решений — DataMobile Маркировка. ПО «заточено» под ТСД на базе Android и помогает полностью автоматизировать учет товаров, в том числе с идентификаторами DataMatrix. Сильные стороны решений DataMobile — параметрические настройки, возможность групповой работы, легкое масштабирование и обработка данных больших объемов. Больше информации — на нашем сайте.
Что в итоге?
Пролонгация эксперимента дает изготовителям БАДов возможность лучше подготовиться к обязательной маркировке и наладить все необходимые бизнес-процессы. Изготовители и продавцы, которые не смогут или не успеют вовремя внедрить маркировку или приспособиться к ней, лишатся доли рынка — потребитель выберет не их продукт, а другой.
Глобальная прослеживаемость продукции — это не только средство борьбы с контрафактом, но и удобный маркетинговый инструмент. Затраты на продвижение товара могут составлять до ⅕ части его рыночной стоимости. Если производитель точно знает своего потребителя, это существенно снижает расходы на маркетинговые исследования или позволяет не проводить их вовсе. Для потребителя это выглядит как 20%-ная скидка на товар.
*Antares Vision Group — итальянский производитель программно-аппаратных комплексов для маркировки.
#маркировка #честный знак #автоматизация бизнеса #маркировка лекарств #учет товаров