Что ж, друзья, давно мы не возвращались к нашему Леонардо. Как вы помните, изначально я планировал написать рецензию сразу на весь труд "Суждения о науке и искусстве", но в процессе понял две вещи:
а) статья получается довольно большая — трудно собирать в кучу и систематизированно передавать мысли в интересной читателям (вам) форме;
б) само произведение слишком разноплановое, чтобы вообще быть изложенным в формате статьи, а не научной работы.
Подумал я над этим усердненько, покумекал и решил — буду писать материалы, когда пойму, что мне есть, что сказать в рамках этого труда на какую-либо отдельную тему. Осторожно, не повредите гения!
Собственно, в этом материале вы узнаете:
- почему Библия переоценена?
- почему каждое искусство — инвалид?
- и за что Леонардо попускал поэзию и поэтов?
Впервые попавшим на мой канал рекомендую подписаться, чтобы не пропускать новые статьи, когда они-таки выйдут, а также ознакомиться с основным материалом о Леонардо — смотрите в закрепе, по ссылке и в специальной подборке.
Обязательно дочитайте до самого конца!
Полетели!
Леонардо-Живописец против всех
Примерно так выглядело начало первой главы "Суждений о науке и искусстве" Леорнардо да Винчи. И я не шучу!
Буквально с первых строк мы понимаем, что попали на поле брани, где Леонардо оседлал своего любимого конька и машет шашкой. В очередной раз убеждаюсь, что был прав в своём выводе о том, как сильно повлиял на него конфликт с Микеланджело (подробнее можно прочитать об этом в основном материале).
Как вы понимаете, Леонардо выбирает своим бойцом живопись, и далее он подробно излагает причины такого решения. Для удобства оценки им условно выделены 4 критерия:
- Восприятие органами чувств. Как помнят старички, Леонардо утверждает главенство глаз над прочими органами чувств. Живопись воспринимается глазами. Звёзды сошлись. К слову, астрологию он относил к точным наукам (как и живопись; в обоих есть математика, а от живописи в астрологию пришла, дескать, ещё и перспектива). Что важно понимать — каждое искусство по своей сути инвалид, т.к. не охватывает восприятие всеми органами (полагаю, в этом и фишка каждого), но некоторые инвалиднее. Так, живопись и скульптура, в первую очередь, апеллируют к зрению, а поэзия и музыка — к слуху (в следующем разделе объясню, почему так).
- Скорость восприятия. Чем быстрее человек способен воспринять искусство, тем искусство более совершенно. В случае с живописью это происходит мгновенно.
- Долговечность. Измеряется в соотношении смертности шедевра как объекта и смертности его создателя. Желателен хотя бы результат со знаком "плюс".
- Правдивость и уникальность. Математика проста — чем правдивее и уникальнее искусство, тем оно круче. Живопись уникальна в своём методе и инструментарии и изображает объективную действительность (пусть и со смыслами и символами, заложенными живописцем).
По итогу мы имеем классические для бойцов файтинга характеристики — навыки (восприятие органами чувств), скорость атаки (скорость восприятия), здоровье (долговечность) и реальное соотношение понтов и играбельности (правдивость).
А это значит, что пора начать БИТВУ ИСКУССТВ!
Живопись VS Поэзия
Хотя Микеланджело был скульптором с претензией на художника (суждение Леонардо, не моё), взялся да Винчи, в первую очередь, за поэтов. Причём не в специальном разделе, а прямо во введении.
По факту, перед нами классическое противостояние технарей и гуманитариев, где художник (сюрприз-сюрприз) отнёс себя к первым, ведь он вывел множество сугубо научных закономерностей и нюансов, которые использовал в своих работах. Он познавал внешний мир и, можно сказать, утверждал его главенство над внутренним, считая материю не просто проявлением духа, а величайшим Божьим творением, которое дано человеку для познания.
Я, для кого Леонардо к моменту прочтения стал практически кумиром, был повергнут в глубокий шок тем, каких взглядов он придерживался относительно моего жизненного выбора. Загрузился даже как-то. А потом решил, что мне есть, что ответить маэстро. Поэтому сегодня я обращаюсь к своему привычному амплуа Адвоката Дьявола. Но обо всём по порядку.
Начинает Леонардо крыть не абы с чего, а сразу апеллируя к Священному Писанию и вообще к вере и Богу. По его суждению, сама по себе Библия (звук) не имеет достаточной силы, чтобы в полной мере обратить человека к божественному, иначе все бы сидели дома и никто не совершал бы паломничества по святым местам, созданным непосредственно Богом (визуальное впечатление).
Тут необходим небольшой экскурс. Почему даже чтение книги считается Леонардо за обращение к органам слуха, а не зрения?
По той же причине, что и Цезарь мог делать несколько дел одновременно. Согласно одной из версий, для современников римского диктатора казалось немыслимым, что человек может читать книгу про себя. Это же надо сначала читать, а потом про себя слушать! Есть много версий, что подразумевалось под одновременным выполнением нескольких задач диктатором, ведь это физически невозможно, как выяснили современные учёные; кроме того, не исключается, что чтение вслух было и вовсе правилом этикета. Тем не менее, эта история наглядно демонстрирует восприятие процесса чтения нашими предками (до XIX века, по крайней мере).
Факт остаётся фактом — во-первых, Леонардо ставил зрение выше слуха, а во-вторых, считал живопись на основании этого более богоугодным искусством, нежели поэзия, ведь учится художник напрямую у Природы, а поэт.. нет(?). Таким образом, да Винчи считал картину дочерью природы, чего не мог сказать о литературном произведении.
Леонардо вообще был довольно категоричен в отношении поэтов. По его словам, поэт — не более чем маклер, торгаш, который всё берёт от других наук, а от себя добавляет только ложь. А как мы помним, это нехорошо.
Практически со всем вышеизложенным можно согласиться, я даже вынес для себя несколько инсайтов о том, как улучшить своё литературное творчество, что наверняка бы повеселило Леонардо. Тем не менее, сейчас на арену просто обязан выйти Адвокат Дьявола.
Во-первых, раз мы смотрим на природу с точки зрения божественного, то Леонардо допустил весьма серьёзный просчёт, а именно — он забыл о Логосе.
Логос — богословский (и не только) термин, включающий в себя множество значений; Л.Н. Толстой выделял среди них "Разумение"; в синоидальном переводе выбрано значение "Слово".
"В начале было Слово. И Слово было у Бога. И Слово было Бог".
Помните такое?
Не удивительно, что Леонардо, будучи в немилости у Церкви за вскрытие трупов и прочие наклонности, упустил этот момент. Занудство то ещё, но тем не менее; если играть на этом поле, то играть надо по всем правилам и Заветам (пу-дум-тссссс). Если смотреть с этой точки зрения, то живопись в родстве божественному находится несколько дальше поэзии. В каком-то смысле, у них отношения тёти и племянницы. Но не будем заниматься буквоедством.
Доподлинно неизвестно, достаточно ли времени уделял Леонардо практике поэзии. По дошедшим до нас источникам, можно предположить, что в основном он считал себя выше этого. Если это так, то многое встаёт на свои места — мой кумир просто недостаточно хорошо понял поэзию; не увидел, что она так же изображает ткань бытия, как живопись орнамент. Это два пути познания мира, которые, состыкуясь, образуют полную картину.
И всё же Леонардо не услышит меня уже, а если бы и услышал, то не стал бы прислушиваться — по всем критериям поэзия оказалась в пролёте.
- Органы чувств — глаза важнее ушей, да и богоугоднее это.
- Скорость восприятия — если картина может повергнуть в эстетический экстаз в одно мгновение, то чтобы достичь того же результата, поэтическое произведение надо прочить/услышать полностью.
- Долговечность — картина намного переживёт своего создателя, а поэзия умирает сразу, как "отзвучала".
- Правдивость — из уникального лишь тотальная ложь.
По итогам четырёх раундов со счётом 4:0 победу одерживает Живопись, а Поэзия получает от неё кровавое ФАТАЛИТИ (добивание). Но не я придумывал правила игры.
Едем дальше.
Живопись VS Музыка
Настал черёд музыкантов, и с ними Леонардо был уже помилосерднее. Он и сам был выдающимся музыкантом, о чём я рассказывал в первой статье цикла, так что неудивительно.
Здесь Леонардо выделил слабое место Музыки — Долговечность (Здоровье) — и начал усиленно по нему долбить одним приёмом. Если полотно переживёт своего творца на многие и многие годы, то музыкальное произведение, исполненное автором, умирает с его последним звуком (это всё ещё восприятие посредством слуха, а не зрения).
Да и Впечатление может слушатель составить далеко не сразу, в отличие от зрителя, так что тут Музыка получает FRIENDSHIP (добивание, которое вовсе не добивание и вообще очень милое).
Счёт 3:0, едем дальше.
Живопись VS Скульптура
А тут уже настоящий боссфайт (сражение с сильным / равным / превосходящим противником).
Казалось бы, металл и камень долговечнее холста, воспринимается статуя столь же быстро, сколь и картина (и, что важно, глазами), а в правдивости и уникальности скульптура не уступает живописи.
Или нет?
Леонардо заморочился со сложными приёмами и параллельно непрестанно блокировал подобное со стороны противника. Металл долговечнее холста? Картина может быть на меди! Скульпторам сложнее — одно неверное движение и всё! — пиши-пропало! Дорогой мой, кривые руки скульптора не говорят о сложности работы, окончите мастерскую! Лучше скажи мне — а скульптор сам придаёт цветность своей работе, или это делает природа? А скульптор сам добавляет свет и тень, или это делает природа?
Ремарка от Адвоката Дьявола:
Хоть я и не художник, и уж тем более не скульптор, но поскольку знаком немного с этой темой, обязан вставить свои пять копеек.
Что касается цветности, то тут вполне можно парировать опытом античных скульпторов, которые свои статуи разукрашивали в весьма яркие цвета (пример восстановленного произведния искусства смотрите ниже).
А вот со светом и тенью Леонардо, что называется, урыл.
Последним аргументом он и оканчивает этот спор в свою пользу со счётом ноздря в ноздрю — 1:0.
И что у нас дальше?
Живопись VS Живопись
Спора живописца с живописцем Леонардо нам не оставил. Тем не менее, под это определение подходит вся остальная часть труда, в которой да Винчи подробно разбирает то, каким следует быть живописцу, каким не следует, какими характеристиками должна обладать работа, каков порядок её создания и т.д.
Этим мне Леонардо и нравится — настоящим противником себе был лишь он сам, сколько бы конфликтов ни имел с другими людьми искусства. Не тратя лишнего времени на споры со своими творческими современниками в юном возрасте, он совершенствовал свои навыки в мастерской, сражаясь с самим собой, восхищаясь, учась у природы и бросая ей вызов, чтобы с возрастом иметь достаточный вес, чтобы утверждать что бы то ни было. Собрал себе внушительное портфолио, так сказать.
Кстати, о других современных и узконаправленных словах. В этом материале было чересчур много игровой лексики, что, с одной стороны, не вязалось со стилем изложения Леонардо, но с другой, прекрасно передавало дух азарта и соревнования, заданный им в первых главах. Читать маэстро одно удовольствие, поэтому призываю каждого ознакомиться хотя бы с трактатом "Спор живописца с поэтом, музыкантом и скульптором", а лучше и хоть не много дальше, минуя неинтересные большинству художественные подробности.
Пусть не со всем я могу согласиться, да и напоминает этот спор игру Леонардо в оловянных солдатиков, не стоит винить его за это — между строк явно читается, что не он начал эту войну, да и вообще таковы нравы эпохи. Полагаю, этот труд да Винчи родился под влиянием многочисленных и оживлённых споров, в которых он раз за разом приводил одни и те же аргументы разным творцам.