Увлекательная игра «Выбери свой собственный апокалипсис»...
Фильмы-катастрофы, как и научная фантастика, представляют собой увлекательное зеркало самых насущных коллективных тревог общества. За последние два десятилетия произошло изменение в нашем понимании экзистенциальных угроз человечества, а также появилось больше международных фильмов, которые показали, что, хотя некоторые страхи имеют географическую специфику, есть и такие, которые являются общими для всего мира.
Фильмы, которые мы сегодня будем смотреть в нашем уютном кинозале, дают нам возможность исследовать эти страхи в увлекательной и насыщенной действием форме. Постараемся охватить как можно более широкий спектр различных взглядов на жанр, исключив при этом зомби (про них у нас будут свои подборки) или уже постапокалиптические сюжеты. Фильмы различаются по тону – от напряжённо-драматического до цинично-комедийного. Тем не менее, все фильмы в основном посвящены попыткам людей предотвратить, спастись или справиться с надвигающейся катастрофой эпических масштабов.
Добро пожаловать и приятного просмотра!🖤
Идеальный шторм | The Perfect Storm, 2000
В фильме Вольфганга Петерсена «Идеальный шторм», вдохновлённом реальными событиями, рассказывается история торгового рыболовного судна «Андреа Гейл» с экипажем из шести человек, погибшего в море во время Хэллоуинского шторма 1991 года. Хотя первый акт немного затянут, в фильме хорошо показаны отдельные персонажи и их мотивы, включая закалённого морского капитана Билли (Джордж Клуни) и молодого, бедного и влюблённого Бобби (Марк Уолберг).
Для таких фильмов-катастроф меньшего масштаба, более личных, очень важно понимание ставок – когда команда в конце концов принимает решение вернуться в шторм, чтобы попытаться спасти свой улов, мы понимаем, что им действительно нужны эти деньги. Не жадность или высокомерие движут этим в конечном итоге обречённым решением, а глубокая и сложная человеческая дилемма, требующая взвешивания непосредственной опасности против долгосрочного выживания.
K-19 | K-19: The Widowmaker, 2002
Фильм Кэтрин Бигелоу «К19» – одна из немногих женских режиссёрских работ в этом жанре начала 2000-х годов, а также единственная в этом списке настоящая историческая картина. Действие фильма происходит в начале 1960-х годов, в разгар холодной войны, на советской атомной подводной лодке с баллистическими ракетами, которой командует капитан Алексей Востриков (Харрисон Форд). Когда одна из труб охлаждения реактора лопается на пути к патрулированию атлантических вод вблизи восточного побережья США, это приводит к кризису с нервно-паралитическими высокими ставками тотальной ядерной войны.
Поскольку Голливуд только недавно начал исследовать советскую перспективу холодной войны, этот фильм опередил своё время. Он также служит ранним примером стратегии, которую Кэтрин Бигелоу будет совершенствовать в ряде своих последующих проектов: сосредоточиться на уникальных, индивидуальных историях и напряжённых личных делах, чтобы уменьшить акцент на сторонах или политических пристрастиях. Клаустрофобная обстановка подводной лодки добавляет кубические тонны давления к и без того напряжённой атмосфере холодной войны, что приводит к захватывающему зрелищу, когда ставки глобальны, но действие и напряжение умело ограничены.
Послезавтра | The Day After Tomorrow, 2004
Роланд Эммерих сделал целую карьеру, придумывая самые разные и впечатляющие способы наступления конца света (для этого списка было непросто остановиться только на двух его картинах). Фильм «Послезавтра», в котором Деннис Куэйд и молодой Джейк Джилленхол сыграли роли палеоклиматолога и сына, соответственно, идёт по пути экологического апокалипсиса-триггера-нового-ледникового периода.
Фильм рассказывает о том, как вышеупомянутые герои разделяются, воссоединяются и в конечном итоге спасаются, пытаясь выжить в оледеневшем Манхэттене. Несмотря на то, что наука о ледяных циклонах немного надуманна, критики и научное сообщество приветствовали фильм за то, что он одним из первых затронул тему изменения климата (и неспособности правительства предпринять значимые действия для борьбы с ним) в крупном релизе.
Война миров | War of the Worlds, 2005
Инопланетные вторжения, являющиеся одним из основных жанров фильмов-катастроф, берут своё начало в романе Уэллса «Война миров», написанном в 19 веке. Хотя оригинальное произведение служило аллегорией на озабоченность Британской империи перед Второй мировой войной национальной обороной, режиссёр Стивен Спилберг избежал прямого выбора темы для исследования в своей более современной экранизации (хотя есть эпизоды, которые, кажется, проводят параллели с терактами 11 сентября). В отличие от других фильмов в этом списке, люди мало что могут сделать, чтобы остановить угрозу – ни чудодейственного лекарства, ни достаточно мощной военной силы. Стратегия заключается в том, чтобы бежать и прятаться.
Хотя очевидно, что марсианские атаки происходят по всему миру, зритель видит вторжение только глазами семьи Ферриер, состоящей из отца Рэя (Том Круз) и двух его отчуждённых детей (Дакота Фаннинг и Джастин Чэтвин). Да, Круз не совсем подходит на роль бруклинского грузчика, но нам не приходится долго ждать, прежде чем он снова окажется в своей стихии, бегая на полной скорости от мощных взрывов. Хотя в первых рецензиях критики заметно критиковали броские инопланетные треножники, забавно видеть, как старинные металлические монстры с обложек древних целлюлозных журналов возвращаются к современной жизни, а фильм, возможно, является родоначальником ставшего знаменитым вездесущего баса из научно-фантастических трейлеров: «BWAAAH».
Монстро | Cloverfield, 2008
«Монстро» часто описывают как «Ведьма из Блэр и Годзилла». Небольшой актёрский состав и трясущиеся кадры создают ощущение разрушений и ужаса от того, что вы застряли на Манхэттене, в то время как монстр размером с небоскрёб разрушает город. Кино-вежливый стиль фильма хорошо подходит сценаристу Lost Дрю Годдарду и продюсеру Джей Джей Абрамсу, которые стремятся держать зрителей в напряжении. Это отразилось на маркетинге и производстве картины, где загадочность была главным инструментом для повышения популярности: процесс кастинга проходил в тайне, а первоначальный трейлер фильма был представлен без названия.
«Монстро» хорошо сохранился в мире, где мы привыкли видеть текущие события через экран телефона. Избегая ряда распространённых жанровых тропов, герои, за которыми мы в итоге следим, скорее просто недоумевающие зрители, какими были бы большинство из нас, беспомощно документирующие безумие, разворачивающееся вокруг них.
2012 | 2012, 2009
Ещё одна работа Роланда Эммериха, «2012» – сильно недооценённая жемчужина классического фильма-катастрофы. В фильме собрана удивительно разнообразная и эклектичная команда персонажей – Джон Кьюсак в роли писателя на отдыхе со своими детьми, Аманда Пит в роли его бывшей жены, Чиветель Эджиофор в роли главного учёного, Дэнни Гловер в роли президента, Тандиве Ньютон в роли первой дочери и Вуди Харрельсон в роли восхитительно неуравновешенного теоретика заговора.
Фильм делает хорошую работу по исследованию надвигающегося апокалипсиса с разных точек зрения. Используя колоритный актёрский состав, он вдумчиво прорабатывает идею о том, как классовость и паника элиты проявляются во время кризиса, и, по крайней мере, рассказывает о том, как мы, обычные люди без миллиардов долларов или докторской степени по астрофизике, будем жить дальше. Если быть справедливым к его недоброжелателям, то время действия слишком велико, спецэффекты абсолютно безумны, а катастрофа, находящаяся в центре фильма, возможно, самая устаревшая (тревоги по поводу календаря майя больше не актуальны), но постановки и действие настолько захватывающи, что в конечном итоге это не имеет значения.
Заражение | Contagion, 2011
Провидческий фильм Стивена Содерберга «Заражение» делает восхитительно точную работу по изображению последствий глобальной пандемии, оставаясь при этом хорошо поставленным и увлекательным. Сюжет охватывает многие понятия, которые сейчас слишком хорошо знакомы большинству из нас – отслеживание контактов, карантин, панические покупки, цифры воспроизводства болезни и даже злополучные теории заговора – и которые мы наблюдали в реальности в течение последних нескольких лет.
Удивительно отметить, насколько хорошо сценарий Скотта З. Бёрнса (и эпидемиологи, консультировавшие его) идеально предсказал многие основные моменты кризиса COVID-19, и это свидетельство способности продуманного, хорошо сделанного кино с пугающей точностью отразить, где находится человечество и куда мы, возможно, направляемся.
Волна | The Wave / Bølgen, 2015
Норвежский фильм «Волна» делает невероятно эффективную работу по созданию катастрофы. Сюжет задерживает внимание на всё более неоспоримом характере предупреждающих знаков (вначале просто слегка отклоняющиеся измерения, в конце концов, физическое сжатие горы), следуя за нашим главным геологом Кристианом (Кристоффер Йонер), который отчаянно пытается заставить всех принять угрозу всерьёз.
Одержимость Кристиана горой, за которой ему поручено наблюдать, вероятно, знакома каждому, кто жил в месте, где люди мрачно принимают неизбежность «большого» – масштабного экологического события, которое будет совершенно разрушительным и произойдёт без предупреждения (вспомните горы Рейнир, Йеллоустоун). Хотя в выживании некоторых отдельных персонажей есть надежда, фильм заканчивается жутким предупреждением зрителям о том, что угроза, к которой он обращается, очень реальна и никак не может быть устранена.
Игра на понижение | The Big Short, 2015
Хотя недавний фильм Адама МакКея «Не смотрите наверх» может быть более очевидным и традиционным, «Игра на понижение» всё же является, возможно, его лучшей работой в этой категории (и, вероятно, останется таковой). Для многих людей финансовый кризис 2008 года стал катастрофой экзистенциального масштаба, и фильм передаёт нарастание, отрицание и последующий хаос вокруг краха рынка жилья таким образом, что кажется жутко похожим на другие фильмы в этом списке.
Одним из наиболее примечательных аспектов «Игры на понижение» является очень сложный тональный баланс между комическим, поучительным и уважительно-серьёзным, который МакКею удаётся достичь в основном за счёт использования различных точек зрения его персонажей, сыгранных сильным актёрским составом, включающим Райана Гослинга, Брэда Питта, Стива Каррелла, Кристиана Бэйла и Джереми Стронга. Несмотря на то, что это, возможно, не самый насыщенный действиями фильм-катастрофа, это невероятно важное для восприятия событие.
Разлом Сан-Андреас | San Andreas, 2015
Хотя «Рэмпейдж», пожалуй, лучший из многочисленных фильмов Дуэйна Джонсона о борьбе с огромными разрушениями, «Разлом Сан-Андреас» Брэда Пейтона – самый классический фильм-катастрофа (такие давно не снимают). Фильм рассказывает о пилоте спасательного вертолёта (Джонсон), который вместе со своей бывшей женой (Карла Гуджино) совершает опасное путешествие через Калифорнию, чтобы спасти их дочь (Александра Даддарио).
Здесь нет ничего революционного (кроме самой линии разлома Сан-Андреас), но это достаточно увлекательная поездка, которую обеспечивает хороший актёрский состав, в который также входит Пол Джаматти в роли измученного сейсмолога и важного носителя плохих новостей. Также приятно, что Нью-Йорк, Токио и Лондон получили столь необходимую передышку от разрушений.
Годзилла: Возрождение | Shin Godzilla, 2016
В период после 2010 года вышло множество достойных внимания фильмов о кайдзю – «Годзилла 2: Король монстров», «Годзилла против Конга», «Тихоокеанский рубеж», вышеупомянутый «Рэмпейдж» и другие. Однако фильм 2016 года «Годзилла: Возрождение» выделяет страну, с которой всё началось. Первоначально Годзилла служил аллегорией атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки и всегда был глубоко укоренён в наиболее актуальных и исторически разрушительных экзистенциальных страхах Японии. На этот раз фильм Хидэаки Анно и Синдзи Хигути был задуман в стране, всё ещё переживающей ядерную катастрофу на АЭС «Фукусима-1», землетрясение и цунами в Техоку.
«Годзилла: Возрождение» не такой высокобюджетный и не такой насыщенный CGI, как его голливудские аналоги, и в нём больше времени уделено дебатам в военном зале, а не мощным взрывам. Хотя для поклонников американской франшизы это может показаться скучным, такой подход с большим количеством диалогов удивительно увлекателен и позволяет интересно исследовать современную японскую поп-культуру, а также целенаправленно критиковать как нежелательное международное вмешательство, так и собственные бюрократические процессы в стране. В результате получается нечто, больше напоминающее «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», чем традиционный фильм о монстрах.
Глубоководный горизонт | Deepwater Horizon, 2016
Режиссёры Питер Берг и Марк Уолберг в прошлом десятилетии начали снимать фильмы о катастрофах/выживании по принципу «правдивой истории», которые имели разный успех. Однако «Глубоководный горизонт» выделяется своим хорошо выполненным освещением одной из крупнейших экологических катастроф в современной истории США. Сюжет фильма вращается вокруг взрыва на нефтяной платформе «Глубоководный горизонт» в 2010 году и последующего разлива нефти у побережья Персидского залива, в результате которого погибли 11 человек и в океан попало около 210 миллионов галлонов нефти.
Несмотря на то, что последствия катастрофы были чрезвычайно масштабными, фильм разумно сужает рамки, предпочитая сосредоточиться на причинах разлива в мельчайших подробностях и на людях, работавших на буровой платформе в момент катастрофы. Фильм, безусловно, мог бы сделать более сильное заявление о жадности и безответственности, которые способствовали созданию идеальных условий для такой катастрофы, но, тем не менее, это достойная хроника события, о котором стоит помнить.
Пандора | Pandora / Pan-dola, 2016
За последние несколько десятилетий Южная Корея выпустила ряд фантастических фильмов-катастроф, охватывающих весь спектр – «2012: Цунами» (цунами) 2009 года, «Вирус» (пандемия) 2013 года, «Извержение» (вулкан) 2019 года и шедевр 2016 года «Поезд в Пусан». Учитывая, что блестящий и захватывающий мини-сериал «Чернобыль» не может быть включён в этот список (мы же про фильмы говорим), «Пандора» Пак Чон У – ещё один прекрасный выбор для представления категории «ядерный распад».
Основные моменты сюжета, хотя и вымышленные, будут знакомы поклонникам сериала HBO 2019 года: ядерный объект является главным работодателем в городе, на ядерном объекте происходит что-то ужасающее, правительство перегибает палку и в итоге пытается всё скрыть, страдают обычные люди. Однако современная обстановка и сильные постановки делают этот фильм интересным, как и его совершенно уникальный взгляд на гениальность обычных людей, оказавшихся в чрезвычайных обстоятельствах.
Капкан | Crawl, 2019
С первых кадров фильма Александра Ажа «Капкан» уже можно понять, что это фильм лучше, чем нужно. Мы видим нашу главную героиню, пловчиху из Флоридского университета по имени Хейли (Кая Скоделарио), которая готова погрузиться в гонку, но в итоге терпит очередное поражение.
Фильм быстро устанавливает некоторые интересные семейные отношения, которые добавляют дополнительный убедительный слой к тому, что по сути является предпосылкой «Глубокого синего моря», но с аллигаторами, в то же время точно передавая рутинный, но напряжённый процесс эвакуации во время урагана и проверки того, что все, кого вы любите, целы и невредимы. Благодаря хорошей игре актёров и отличным прыжкам, «Капкан» доказывает, что акулы отжили своё – настало время аллигаторов.
Гренландия | Greenland, 2020
Для тех, кто жаждет более мрачного восприятия фильма-катастрофы, «Гренландия» придётся по вкусу. Хотя фильм не такой развлекательный, как, скажем, «2012», он пытается нарисовать более реалистичную картину того, что произойдёт в случае надвигающегося кометного апокалипсиса.
Временами напряжённая история вращается вокруг инженера-конструктора (Джерард Батлер), чья семья стала одной из немногих, отобранных для сохранения, но была разлучена прежде, чем они смогли добраться до безопасного места. Ситуация осложняется тем, что его единственный сын (Роджер Дэйл Флойд) страдает диабетом, что сводит на нет его выбор. Это напряжённые два часа, в которых мало зрелищности и масштабных спецэффектов, однако сосредоточенность на исследовании человечества – как его наиболее искупительных, так и худших качеств – делает фильм запоминающимся.
++++++++++++++++++++++++++
Благодарю за уделённое внимание!
Категорически приветствуются лайки и комментарии. Не бойтесь делиться своими мыслями под статьёй) Подписывайтесь на канал, если вам понравился этот уютный тёмный кинозал🖤