Этим летом мне попал в руки один сямисэн, чья история заслуживает внимания. Эта история не только о том, как мы с друзьями вернули инструмент к жизни, но и о том, что никогда не стоит сдаваться.
Началось всё где-то 20 июля. Пишет мне одна девушка с вопросом, продаю ли я сямисэны? Я их не продаю, но могу подсказать какие-то начальные вещи. Например, как отличить один тип сямисэна от другого или как отличить японский сямисэн от окинавского сансина или от китайского саньсяня. А то не раз бывали истории, когда под названием «сямисэн» продавали китайский саньсянь. Ничего плохого, только инструменты совсем разные. Так вот эта девушка передала мой контакт другой. А та, как оказалось, очень хотела подарить сямисэн своему другу. Сначала я дал контакты всех мастеров в Японии и в Европе, которых знал, но время было сильно ограничено. Три недели на все. Вторая идея – это поискать, что сейчас есть на авито. И как на зло, на авито не было ничего, ни одного инструмента. При том, что неделю назад было аж два. Ну ничего. Я кинул клич везде, где только мог. У себя в ВК, в паблике в ВК по сямисэну, в беседе «Сямисэн. Где купить, как играть», у себя в канале в Телеграмме, даже лично дёрнул нескольких человек, кто мог бы мне помочь. И ничего. Но через день или два отозвался один мой друг из ВК. Он живёт в Сибири. Оказывается, у него давно уже лежит сямисэн, на котором он не собирается играть и готов продать. Для начала, вот как выглядел инструмент.
Тут явно видно, что нет нижнего порожка. Вместо него карандаш. Видно также, что есть проблемы с кожей. Но не видно самого главного. Когда сямисэн приехал ко мне, он оказался пластиковым! Хоть хозяин мне об этом и писал, как выяснилось. К предыдущему хозяину вопросов нет, если что. Так вот, я первый раз вижу, чтобы такие инструменты в Японии делали. Но и это ещё не всё. Оказалось, что на нём натянута не кожа, а какая-то очень плотная бумага. И она уже совсем не держала натяжение. И вдобавок она стала отслаиваться и рваться, как видно по фотографии. Хорошо, что два бачи (плектр для игры) в комплекте были. Инструмент разборный и пришёл в обычной картонной коробке. Струны стояли нейлоновые от обычной классической гитары. Видимо, дешёвые, оттого толстые и по звучанию абсолютно «мёртвые». Но судя по состоянию грифа и корпуса можно было сказать, что на нём много играли.
Итого имеем ворох проблем:
- Отсутствует нижний порожек. Правильное название, кстати, «кома»;
- Отсутствуют струны;
- Пластиковый корпус;
- Верхняя и нижняя бумажная мембрана под замену;
- Отсутствует чехол.
Последнее вдвойне плохо, потому что сямисэн должен был ехать в Ростов-на-Дону.
Тут бы бросить всё и отказаться от затеи, но тогда я бы не стал писать этот рассказ. Начинаем разбираться по порядку. Во-первых, в Туле есть замечательный Inpu Brake, который научился печатать порожки для сямисэна на 3д принтере. Я уже давно заказал у него дюжину. Во-вторых, у меня есть моток струн для саньсяня и запасные струны для сямисэна. Так что со струнами тоже разобрались. С тем, что у инструмента пластиковый корпус, сделать ничего нельзя, как вы понимаете. Для решения двух оставшихся проблем я обратился к мастеру, с которым сотрудничаю уже очень давно, — Олегу Санковскому. Мы уже очень много всего сделали совместно: чехол для сямисэна, две разновидности бачи для моего сямисэна, несколько барабанов, чехлы для моих инструментов и ещё кучу всего нестандартного. Ну точнее, как сделали? Я ставил нестандартную задачу, Олег делал, потом мы вместе всё проверяли и исправляли, если надо.
Так вот, что делать с мембранами с обоих сторон? Принципиальным требованием было то, что мы делаем инструмент, наиболее приближенный к традиционному. То есть мы не ставим туда козлиную кожу, как было бы легче всего в наших широтах. Найти и поставить «козу» было бы легче, но дальше от оригинала. До середины прошлого века на сямисэн ставили кошачью или собачью кожу. Боже упаси повторять такое сегодня! Сегодня на сямисэны в Японии ставят пластик. Время поджимало, но Олег нашёл в интернете решение, которое спасло ситуацию. Во-первых, Олег сделал приспособление для перетяжки кожи, которое есть у каждого японского мастера. А во-вторых, по совету других мастеров использовал для мембраны Перматрон и рисовую бумагу. Перматрон, он же ферматрон – это такой перфорированный материал, который используют для изготовления батутов. И на самом деле это дало нужный эффект! Я сейчас предчувствую, что в комментах может начаться битва мастеров, но не спешите, многомудрые Рукоделы. Это решение дало результат. В самом конце статьи прикреплю видео со звуком.
Вот фото готового инструмента.
И последняя проблема – чехол и отправка. Это чудо, что инструмент от прошлого хозяина из Сибири доехал невредимым в картонной коробке. Повторять этот трюк я не хотел. Олег сшил великолепный, но всё-таки мягкий чехол. Я всегда за то, чтобы высылать любой инструмент в твёрдой упаковке. Так я делаю с флейтами, которые продаю, и также решил поступить с сямисэном. Я упаковал его в жёсткий кофр от моего сямисэна, скотчем прикрепил мягкий чехол и вот в таком виде отправил заказчице. Причём на отправку оставалось всего несколько дней. Ни СДЭК, ни Почта России так быстро до Ростова не довезли бы. Нашлась компания «Быстрогруз», они доставили инструмент из Москвы в Ростов-на-Дону чуть меньше чем за сутки на машине. В итоге инструмент доехал в целости. И надеюсь, в скором времени мы услышим его.
Это я всё к чему? Это не к тому, что мы сначала нашли себе кучу проблем, а потом героически их решили. Это и так у нас в крови. Это к тому, что если не сдаваться, а решать проблемы последовательно одну за одной, то всё получается. А ещё к тому, что есть мастер, который может всё решить. А ещё, чтобы в русскоязычном мире накапливался опыт работы с сямисэном. Потому что про сякухати сказано и написано много. А к сямисэну есть интерес, но очень мало инструментов и очень мало информации. Кстати, я снял с моего цугару сямисэна мерки и отправил трём мастерам. Так что надеюсь за полгода-год научимся делать сямисэны у нас. Путём проб и ошибок, конечно. Будем с японскими мастерами консультироваться обязательно, без этого нельзя. Дорогу, как всегда, осилит идущий.
Демонстрация инструмента в ВК вот в этом видео.