Найти тему
МК в Питере

Можно ваш номерок: Кто и как зарабатывает на страхах российских автомобилистов

Поехать в Европу сейчас непросто. Некоторые страны, например Прибалтика, решили вовсе не пускать к себе наших соотечественников. Другие государства, скажем Финляндия, усложнили правила въезда. Однако наши граждане, хотя и в гораздо меньшем количестве, продолжают подавать документы на визы западных стран.

    Путешествие в Европу теперь доступно немногим. Фото: Pixabay
Путешествие в Европу теперь доступно немногим. Фото: Pixabay

Тех, кто едет по неотложным делам, работе или к родственникам, трудности не останавливают. При этом из-за напряженной геополитической обстановки жители нашей страны начали сталкиваться с русофобией за рубежом. Минувшим летом стало известно о нескольких случаях, когда автомобили с российскими номерами повреждали и обливали краской. Несмотря на то что подобные случаи можно пересчитать по пальцам, все эпизоды получили громкую огласку в социальных сетях, напугав автомобилистов. Этим решили воспользоваться предприимчивые граждане, которые стали предлагать в интернете якобы безопасные госномера для поездок по Европе. «МК в Питере» обратил внимание на обилие рекламы в Сети и решил разобраться в том, насколько законны такие дубликаты и можно ли ездить с ними по нашим дорогам.

А это вообще законно?

Открываем первое попавшееся рекламное объявление и переходим по указанной в нем ссылке на сайт. На главной странице опубликован полный список услуг. Клиентам предлагают заказать дубликат государственного номера в европейском стиле, то есть без надписи RUS и триколора, зато с синей полоской, как на номерах ЕС. При этом русскую букву У на таких знаках заменяют на Y, а код региона никак не выделяют. В остальном же комбинация символов такая же, разве что меняется шрифт и отступы. Помимо этого, можно заказать дубликат образца нескольких стран СНГ и даже Великобритании.

На сайте написано, что компания имеет необходимую лицензию от ГИБДД, а для того чтобы заказать «европейский» дубликат, клиенту потребуется предъявить ПТС, как для получения обычного.

«Сегодня заказать номерные российские знаки в Санкт-­Петербурге в соответствии с Европейскими ГОСТами не составит труда. Наши клиенты не имеют проблем с инспекторами дорожного патруля, касающихся номерных регистрационных знаков», — пишут на сайте компании.

А вот о том, с инспекторами в какой стране не должно возникнуть проблем, там не сообщают. Поэтому корреспондент «МК в Питере» задал этот вопрос, обратившись под видом клиента.

«Использовать номера европейского образца можно только за пределами нашей страны. У нас в России свой ГОСТ, под который такой формат не подпадает. Что касается проблем с полицией за границей, за те семь месяцев, сколько мы оказываем эту услугу, никто не жаловался. Среди наших клиентов очень много не только петербуржцев, но и калининградцев, регулярно выезжающих за рубеж на машине. Все остались довольны», — объяснили представители компании.

О том, что пользоваться номерами европейского формата в России незаконно, корреспонденту также рассказал собеседник в ГИБДД.

«Такие регистрационные знаки определенно запрещены для установки на машину. Есть соответствующий ГОСТ, который описывает, как должен выглядеть номер: его размер, цвет и прочие параметры. Правда, если повесить такой номер на машину за пределами страны… За границей у нас нет полномочий. Все будет зависеть от местных требований», — объяснил сотрудник полиции.

Здесь важно отметить, что штраф за езду с номером, который не соответствует ГОСТу, составляет всего 500 руб­лей, а за поддельные регистрационные знаки — 2500 для физических лиц.

«Без символики»

Вбив в поисковой строке словосочетание «безопасный номер для Европы», мы обнаружили десятки различных компаний, работающих во многих городах нашей страны. Причем их услугами вполне можно воспользоваться дистанционно. Если контора работает легально, то, чтобы заказать номер, достаточно отправить представителю фирмы копию ПТС, после чего регистрационный знак отправят курьером или почтой. Стоит комплект с номером почти везде одинаково — 2,5–3 тысячи руб­лей.

«В свете последних событий гражданам России потребовались номерные знаки без опознавательной символики — RUS и флага. Компания изготавливает дубликат европейского образца, таблички выполняются с российскими символами, кодом региона. Но на них отсутствуют опознавательные знаки. Шрифты используются в соответствии со стандартом страны, куда будет отправляться автомобиль, будь то Германия, Польша, Эстония или любая другая страна. Использование номеров в евростиле сделает передвижение по странам ЕС безопасным. Они помогут избежать неожиданных неприятностей на дороге», — говорится в очередном рекламном тексте.

При этом, как оказалось, услуга пользуется популярностью не только на западе России, но и в Восточной Сибири, жители которой в последнее время стали жаловаться на проколотые при поездках в Монголию шины и поцарапанные кузова.

Частные компании получили право изготавливать дубликаты автомобильных номеров в 2013 году. Сделали это для того, чтобы защитить владельцев транспортных средств от мошенников, которые похищали автомобильные знаки и требовали деньги за возврат.

Почитав форумы автомобилистов, мы выяснили, что нестандартные номера такие фирмы стали активно предлагать еще в 2018 году. Правда, тогда речь шла в основном о регистрационных знаках без триколора. Эти дубликаты коммерсанты презентовали как «блатные» и уверяли потенциальных клиентов, что их якобы не будут штрафовать за нарушение правил дорожного движения, что на самом деле, конечно же, не соответствует действительности.

Однако в подобных знаках нет ничего необычного, и они, к слову, полностью соответствуют ГОСТу. Номера без триколора выдавали в России в начале 1990‑х, а в некоторых регионах, например у нас в Санкт-­Петербурге, их можно было получить вплоть до 2000 года. Поэтому такие дубликаты вполне легальны и, по нашим наблюдениям, пользуются популярностью у российских автолюбителей.

Чтобы выяснить, есть ли реальная необходимость в «безопасных номерах для Европы», мы решили зайти на форумы автопутешественников. Некоторые пользователи признаются, что заказали подобные дубликаты для собственного спокойствия, а другие уверяют, что в таких «еврономерах» нет нужды. При этом никто из участников обсуждения лично не сталкивался с агрессией на Западе, однако многие о ней от ­кого-то слышали. В интернете мы нашли всего лишь несколько упоминаний о том, что ­кому-то испортили машину якобы из-за российских номеров. Вот самые нашумевшие.

В марте этого года немцы закидали припаркованную машину россиянина мусором и объедками. Мужчина пожаловался на это в социальных сетях, получив поддержку, в том числе и от иностранных комментаторов.

В августе точно так же поступили с машиной российских туристов в Хельсинки. Автомобиль вдобавок облили краской и исписали кузов надписями на украинском языке.

Еще один случай недавно произошел в Норвегии. Там автомобиль российских туристов испортили на охраняемой стоянке. Владельцы пожаловались на сломанное зеркало, а также вмятины и надписи на кузове.

Но все же больше автомобилисты пишут о том, что путешествуют без ­каких-либо проблем.

«В конце апреля с московскими номерами проехал от Москвы до Несебра через Беларусь, Латвию, Литву, Польшу, Словакию, Чехию, Венгрию и Румынию. Сейчас снова в пути. Проехал Румынию, Венгрию, Словению, Австрию, Германию и возвращаюсь в Болгарию. В данный момент в Сегеде, в Венгрии. Отношение нормальное. Никаких проблем», — написал один из пользователей форума.

Спрос рождает предложение

Получается, что в «безопасных номерах для Европы» нет никакой необходимости и предприимчивые коммерсанты просто решили заработать на страхах путешественников? У автоэксперта Вяче­слава Субботина есть своя точка зрения на этот счет.

«Конечно, по Европе сейчас не поездишь. Ну, Финляндия, хотя и трудно. А дальше куда? На паром? Так датчане не разрешат. Но допустим. Вы сделали дубликаты, чтобы поехать за границу. Но с точки зрения закона любой страны замена номера — это нарушение, которое прописано в международной конвенции. Однако россиян с такими номерами не останавливают на дорогах. За исключением разве что тех, кто использует символику Евросоюза, что уже перебор. Почему прощают, хотя такой дубликат выявляют сразу? Местная полиция понимает, что россиянам сейчас может быть неспокойно в странах Европы, и просто идет навстречу, закрывая глаза», — рассказал автоэксперт.

Как отмечает Вячеслав Субботин, для россиян, которые путешествуют сейчас по Европе на автомобилях, все же существуют определенные риски, поэтому в таких поездках надо следить за безопасностью своей машины.

«Если бы не было случаев, что российские машины били и обливали краской, то такая услуга вряд ли бы появилась. Спрос рождает предложение, а не наоборот. На Западе, как и везде, полно всяких маргиналов, которые только ищут повод, чтобы ­что-то сломать и разрушить. Когда вы в своей машине, вряд ли к вам ­кто-то подойдет и ­что-то сделает, но вы все же рискуете, оставляя машину на стоянке без присмотра», — добавляет Вячеслав Субботин.

Подытоживая, эксперт отмечает, что «европейские» дубликаты, по сути, можно сравнить с сувенирными номерами. Ездить с ними ни в одной стране нельзя, а вот производить и продавать можно.

Автор: Никита Нестеров

Авто
5,66 млн интересуются