Вчера дочитала сборник «Современный польский детектив». К слову, сборник уже не совсем современный, скорее его можно отнести к категории «ретро», так как романы написаны в 70-х годах прошлого столетия. Состоит он из трёх романов трёх разных авторов.
Ежи Эдигей «Завещание самоубийцы»
Затрудняюсь определить главного героя книги, потому что рассказ ведётся не от одного ГГ, а выводит на первый план то адвоката Рушинского, с которого и начинаются события детектива, то следователя милиции, который как и адвокат, иногда ошибается в своих выводах относительно дела.
Сюжет мне, как читателю с юридическим дипломом, работающему в нотариальной конторе, показался интересным. К адвокату пришёл владелец небольшого ремесленного производства, принёс на хранение завещание и письмо. Через некоторое время этот человек умирает (интересно было читать о процедуре вызова наследников по завещанию, ибо она описана в лучших традициях сериалов, – у нас ведь не так: наследники сами приходят).
В общем, по ходу повествования выясняется много чего интересного не только о наследниках, но и о личности того, кто приходил к адвокату, раскрываются тайны преступного мира и другое.
Казимеж Коркозович «Белое пальто в клетку»
Интересный детектив о том, как ограбили заводской сейф на большую сумму денег.
Также интересно наблюдать за тем, как одна сторона (милиция) знает то-то и то-то, другая сторона (преступники) гадает, что известно первой, но ещё есть и третья заинтересованная сторона (которая заинтересована как раз в белом пальто в клетку), которая может заполнить пробелы.
Иоанна Хмелевская «Что сказал покойник»
Почти до последних страниц я всё не понимала, почему роман Хмелевской относят к жанру детектива, настолько не классически он написан. Повествование ведётся от первого лица главной героиней, попавшей в переплёт. По содержанию текста я бы отнесла это к жанру приключений, но всё-таки элементы детективной истории присутствуют в книге в достаточной степени, чтобы роман считался детективом.
Итак, молодая женщина, полька Иоанна (взбалмошная, эмоциональная, немного склонная к истерии, но при этом умная, находчивая и с юмором относящаяся к себе и к жизни), внезапно пропадает без вести в Дании. По чистой случайности ей одной становится известна важная для преступного синдиката тайная информация, из-за которой она стала жертвой и главной героиней захватывающих событий. Они настолько захватили меня, что я планирую найти и прочитать остальные книги пани Иоанны ☺.
На мой взгляд, она раньше Дарьи Донцовой стала «родоначальницей» жанра иронического детектива, потому что роман «Что сказал покойник» пронизан искромётным юмором, иронией и самоиронией.
P.S.
Также интересно было прочитать послесловие, где рассуждалось о жанре польского детектива и, в частности, о трёх вышеназванных произведениях.
(Картинка с Яндекс.Картинок + фон)