Криминальные истории, основанные на реальных событиях, стали новым трендом для стриминговых платформ. 26 октября на Netflix выйдет мрачная медицинская драма о массовых убийствах в больницах США «Добрый медбрат». Рассказываем подробности о фильме, актерах и о том, какие еще меддрамы рекомендуем к просмотру.
На кинофестивале в Торонто 11 сентября 2022 года состоялась премьера тру-крайм проекта — криминальной меддрамы «Добрый медбрат» (продюсер, кстати, Даррен Аронофски) от режиссера Тобиаса Линдхольма, работавшего над сериалами «Охотник за разумом» Дэвида Финчера и датско-шведским «Расследованием». В центре сюжета история медбрата по имени Чарльз Каллен, который за 16 лет карьеры убил примерно 300 человек в девяти больницах в двух штатах США.
Главного героя исполняет оскароносный Эдди Редмэйн, а его коллегу и подругу Эми Лоурен — не менее титулованная Джессика Честейн. Фильм основан на книге Чарльза Гребера «Хороший медбрат: Правдивая история медицины, безумия и убийства», вышедшая в 2013 году. Из реальных героев этой истории в фильме эпизодически снялся настоящий Дэнни Болдуин — один из детективов, который вел расследование.
Говорит режиссер
По словам режиссера Тобиаса Линдхольма, «Добрый медбрат» — не очередная душераздирающая тру-крайм история. Фильм прежде всего обращает внимание на то, как медработнику удавалось так долго и целенаправленно убивать людей.
Чарльз Каллен продолжал работать в больницах даже после подозрений в совершении преступлений, информацию о его действиях не сообщали общественности. Сам Каллен так и не рассказал, почему он вводил пациентам смертельные дозы лекарств, поэтому люди могут только гадать о его мотивах. Фильм Линдхольма препарируетамериканскую систему здравоохранения, пытаясь ответить на вопрос, как были допущены массовые убийства.
«Когда больницы созданы для получения прибыли, люди становятся осторожными, а юристы принимают решения для защиты бизнеса, а не интересов пациентов. Я думаю, это была одна из причин, по которой Чарли смог переезжать из больницы в больницу без допросов и расследований», — добавил Эдди Редмэйн.
При этом Линдхольм подчеркивает, что для него важно было показать именно людей, а не какие-то «грязные» детали трагедии в угоду любопытству зрителя. В этом и заключалась сложность проекта: нужно было включить элементы триллера, сделать его интересным и захватывающим, но также сохранить правду и человечность.
В каждой беседе с прессой Тобиас не устает восхищаться актерской работой Честейн и Редмэйна, которым приходилось играть неоднозначных персонажей:
«Я подумал, вот что, наверное, чувствовал Роберт Бентон, когда снимал «Крамер против Крамера» с участием лучших актеров своего времени. Они [Честейн и Редмэйн] были великолепны и честны, открыты для комментариев и бесед [с режиссером]».
Тобиас Линдхольм любит напоминать, что «Добрый медбрат» — это не типичная криминальная драма, а больше фильм о человечности.
«Это не только история про медбрата-убийцу, лично для меня это больше трогательная история об Эми, о ее борьбе и смелости, которые помогли остановить Чарльза. Это становится одним из фокусов в истории.
Еще это история о дружбе, тут сильна тема гуманизма, и это важно понимать. Мы показываем человека, совершившего ужасные вещи, и в то же время мы продолжаем представлять его как приятного и дружелюбного человека. И только в одной сцене Каллен выпускает зверя наружу, и он сам сталкивается лицом к лицу с монстром внутри себя. Мы никогда четко не заявляли в фильме, что это именно он совершил все эти преступления, мы смотрим на него с точки зрения Эми и их дружбы», — уточнил режиссер.
Честейн считает, что Линдхольм отнесся к истории и персонажам с вниманием и заботой. Актрису интересовало исследование цены человеческой жизни и медсистемы, которая подвела пациентов, а не «грязные» детали этой трагедии. Тобиас Линдхольм тоже не хотел превращать этот сюжет в сенсацию. Именно из-за взгляда режиссера на историю Чарльза Каллена Джессика Честейн согласилась сниматься.
«У меня есть некоторые проблемы с тру-крайм проектами. Я люблю истории, подчеркивающие ценность гуманизма, а в тру-крайм иногда все сводится к сплетням и непристойностям. И после просмотра таких шоу ты порой чувствуешь себя словно “грязным”. Обсудив фильм с Тобиасом, узнав его человечный взгляд на историю, я была рада присоединиться», — рассказала актриса.
Фильм о супергероях
Джессика Честейн в интервью призналась, что, изучив историю Чарльза Каллена, она разочаровалась в коммерческой системе здравоохранения, которая долгое время игнорировала творившиеся ужасы. Актриса встретилась со своей героиней Эми Лоурен, а после сказала, что «она — одна из тех супергероев, которых хочется прославлять»:
«Интересно, что каждый раз, отвечая на вопрос, Эми преуменьшала то, что сделала. Я думаю, ей было в каком-то смысле неловко, когда я называла ее героем или храброй женщиной, она продолжала повторять: “Это то, что сделал бы каждый”».
«Эта медсестра смогла сделать то, что не удалось ни полиции, ни больничной системе. Она использовала сострадание и сочувствие, чтобы достучаться до человека, совершавшего ужасные вещи. Мы живем в мире, где насилие борется с насилием, а здесь с насилием борются состраданием. Я бы хотел, чтобы это увидели зрители», — поделился Редмэйн.
Несмотря на свое участие в фильме о людях Икс «Темный Феникс», Честейн считает, что именно «Добрый медбрат» — это ее первый проект о супергероях.
«Мой отец — парамедик в пожарной бригаде, мой брат служит в армии. Нашу семью часто окружают люди, которые заботятся о чужом здоровье и безопасности. В больницах работает много невероятных людей, врачей, фельдшеров. И чаще всего они остаются незамеченными, поэтому я была рада воспользоваться этой возможностью, чтобы подчеркнуть важность ее истории и ее мужество», — рассказала актриса.
Актерские преображения
Ради своих ролей оба актера отправились в «школу медсестер», чтобы изнутри узнать мир медработников. Кроме того, Эдди Редмэйн сменил британский акцент на говор уроженца Нью-Джерси. Также актер занимался с тренером по сценическому движению Александрой Рейнольдс, чтобы освоить «паукообразные» движения Каллена. С ней актер уже сотрудничал во время работы над фильмом «Вселенная Стивена Хокинга».
«Есть движение, которое он делает, сидя за столом. Он сжимает пальцами верхнюю часть стола, очень напоминает паука. Он взял это из интервью с Калленом. То, что Эдди делает в фильме, просто поразительно», — похвалилаколлегу Честейн.
Но и ее героиня имеет ряд черт, над которыми актриса внимательно работала. Персонаж Эми страдает от опасного заболевания сердца, кардиомиопатии. Чтобы лучше прочувствовать героиню, Джессика Честейн незаметно носитв фильме наушник для прослушивания своего сердцебиения. Когда здоровье медсестры по сюжету ухудшалось из-за физических нагрузок, актриса просила усиливать звук в наушнике.
Кстати, Эми Лоурен приходила на съемочную площадку, что добавляло стресса Джессики Честейн. Актрису пугало, что ее героиня наблюдает за ней.
«Эми словно ощущала мой страх, поэтому когда она приходила на площадку, то всегда слегка скрывалась», —поделилась Честейн.
Оба актера читали первоисточник. Лично пообщаться с Чарльзом Калленом Эдди Редмэйн не смог, поэтому книга Гребера была для него очень полезной. Автор использовал художественные приемы для описания Каллена.
«Мне кажется интересным то, что Гребер использует визуальные образы и метафоры. Когда ты играешь реальную личность, это никогда не факсимиле, там всегда будет шаг в сторону от правды. Было интересно узнать, какое впечатление произвел Чарльз на автора: там указываются разные мелочи, например, что он был похож на вопросительный знак», — рассказал актер.
Самым удивительным откровением для Редмэйна в истории медбрата стало то, как он использовал эмпатию для совершения убийств.
«Меня поразило то, что Каллен действительно проявлял сочувствие и при этом использовал эмпатию, чтобы завоевать доверие уязвимых людей — своих жертв. Было страшно наблюдать, как травмированный человек смог получить такую власть над беззащитными пациентами. Ведь Каллен прятался на виду», — отметил Эдди Редмэйн.
После изучения своего персонажа Редмэйн не считает его исключительно злодеем, с точки зрения человеческих качеств. Там есть место дружбе и состраданию, что делает Чарльза Каллена более сложной личностью, а не обычным преступником. Для актера эта роль стала возможностью «отправиться на темную сторону человеческого состояния, что было захватывающим и ужасающим опытом».
«Во время разговоров Эми рассказывала, насколько добрым, нежным и травмированным был этот парень. Это поразительно. У него была удивительная способность издеваться над самим собой, он принижал себя, и из-за этого люди часто хотели сблизиться с ним. Он казался уязвимой личностью», — добавил актер.
«Как актер я должен был выяснить для себя, почему персонаж сделал то, что он сделал. При этом я понимал, что правильного ответа нет», — уточнил Редмэйн.
Сам Чарльз Каллен сознался в убийстве только 40 человек. Его признали виновным в 2006 году и приговорили к 17 пожизненным срокам в тюрьме штата Нью-Джерси в Трентоне.
«Добрый медбрат» — не единственный проект, тесно связанный с тру-крайм жанром и медициной. Рекомендуем ещё три недавних сериала, достойных внимания.
«Плохой доктор» (2021)
Это мини-сериал о нейрохирурге Кристофере Дантче (Джошуа Джексон), который искалечил примерно 30 человек, а двое пациентов скончались. Прокуратура расследует дело, но больницы отмалчиваются, а его коллеги и пациенты не рвутся давать показания против него. В оригинале сериал называется Dr. Death, то есть «Доктор смерть», что лучше отражает суть событий на экране.
Кристофер Дантч — реальная фигура. Парадокс этого врача заключается в том, что харизматичный хирург, гарантирующий полное излечение своим пациентам, на деле проваливал операцию за операцией, а ответственность перекладывал на медперсонал. Главный вопрос тут — Дантч маньяк или непрофессионал, не готовый признать это? История рассказывается с рваной хронологией и резкими скачками между кровавыми операциями и душевными разговорами врача с коллегами и близкими — все это создает неоднозначность и серую зону в личности хирурга.
«Будет больно» (2022)
Еще один мини-сериал, который был вдохновлен реальными историями из врачебной практики, но не относится к тру-крайм жанру. Проект основан на одноименной книге Адама Кея — бывшего акушера-гинеколога, который ушел из медицины, не смирившись с несовершенством системы здравоохранения Великобритании.
В сериале Адама играет Бен Уишоу, который с экрана рассуждает о тяготах жизни врачей, одновременно принимая роды в государственной больнице. Стоит отметить, что рождение детей здесь показано максимально детально и реалистично. С трудностями больничных будней и личной жизни герой справляется с помощью сарказма, из-за чего сериал балансирует между трагедией и комедией.
«Пять дней после катастрофы» (2022)
Это медицинская драма от Apple TV, рассказывающая о последствиях урагана «Катрина» в Новом Орлеане в 2005 году. Мини-сериал основан на книге журналистки Шери Финк «Пять дней после катастрофы: Жизнь и смерть в разрушенной штормом больнице». Сценаристом и режиссером стал Джон Ридли — лауреат премии «Оскар» за сценарий к фильму «12 лет рабства».
В центре сюжета больница Memorial Medicine Centre, где медперсонал в течение пяти дней без электричества и с ограниченным запасом продуктов и лекарств помогал пациентам дожить до эвакуации. Позже в здании было найдено 45 трупов, и врачей больницы, в частности героиню Веры Фармига, стали подозревать в нарушении клятвы Гиппократа. На примере Memorial Medicine Centre как книга, так и сериал изучают проблемы американского общества и ошибки местной власти, а благодаря вкраплениям архивных фото и видео сериал напоминает хронику событий 2003 года.