Неожиданно нашла удивительное стихотворение Владимира Высоцкого "Маски". Сколько раз убеждаюсь в том, что мы совершенно ничего не знаем об истинном творчестве этого популярного актера. Хотя намного раньше, ещё в годы юности, один библиотекарь Ленинки мне сказал: "Если хочешь почитать настоящие стихи - почитай Высоцкого. Он безапелляционен, с ним не поспоришь, у него нет двусмысленностей в позиции". (К сожалению, тогда это было только в самиздате.) Прошло время - и я открыла для себя Высоцкого.
Моя мама 5 лет проработала с Ниной Максимовной, матерью Высоцкого. Их кульманы простояли рядом 5 лет, они дружили и много разговаривали. Они даже вместе летали с делегацией в Армению в рабочую командировку. (Это был единственный мамин полет на самолёте за всю жизнь, потому что она не летала на них.) У меня сохранились их совместные фото.
О жизни и о сыне она почти не рассказывала. Но однажды рассказала моей маме, что у Владимира есть ещё и другая мама, которая спасла ему жизнь во время войны. Вторая жена ее мужа. Владимир жил в двух семьях. И вторая семья его кормила. Что самое интересное, как рассказала Нина Максимовна, что Володя с окончанием войны и голода не забыл ту вторую маму, которая спасла ему жизнь. Он всегда приходил к ней, поздравлял со всеми праздниками и очень ее любил, как родную. Вот такая история...
Стихотворение "Маски" Владимира Высоцкого. Пронзительное, ироничное, откровенное.
Почти в каждом его стихотворении - целый спектакль, со своей завязкой и финалом. Высоцкий почти никогда не оставляет знаков вопроса в своих стихах. У него все предельно ясно. По большому счету, это показатель очень зрелой и незаурядной личности, потому что поэт - это как судья человеческих душ и ошибаться право не имеет. И Высоцкий это хорошо понимает: каждое слово отточено, образы предельно ясны...
Центральной фигурой в стихотворении является сам поэт, явившийся на карнавал без маски... Единственный вопрос, который задаёт себе поэт - а маски ли это вообще? Может, это и есть истинные лица?
Будучи сам актером, Высоцкий поднимает интересную тему - проникновение создаваемого образа, роли в душу человека, и, в конечном итоге - в его жизнь.
В. Высоцкий
"МАСКИ"
Смеюсь навзрыд — как у кривых зеркал,-
Меня, должно быть, ловко разыграли:
Крючки носов и до ушей оскал —
Как на венецианском карнавале!
Вокруг меня смыкается кольцо —
Меня хватают, вовлекают в пляску,-
Так-так, мое нормальное лицо
Все, вероятно, приняли за маску.
Петарды, конфетти… Но все не так,-
И маски на меня глядят с укором,-
Они кричат, что я опять — не в такт,
Что наступаю на ногу партнерам.
Что делать мне — бежать, да поскорей?
А может, вместе с ними веселиться?.
Надеюсь я — под масками зверей
У многих человеческие лица.
Все в масках, в париках — все как один,-
Кто — сказочен, а кто — литературен…
Сосед мой слева — грустный арлекин,
Другой — палач, а каждый третий — дурень.
Один — себя старался обелить,
Другой — лицо скрывает от огласки,
А кто — уже не в силах отличить
Свое лицо от непременной маски.
Я в хоровод вступаю, хохоча,-
Но все-таки мне неспокойно с ними:
А вдруг кому-то маска палача
Понравится — и он ее не снимет?
Вдруг арлекин навеки загрустит,
Любуясь сам своим лицом печальным;
Что, если дурень свой дурацкий вид
Так и забудет на лице нормальном?
За масками гоняюсь по пятам,
Но ни одну не попрошу открыться,
Что, если маски сброшены, а там —
Все те же полумаски-полулица?
Как доброго лица не прозевать,
Как честных угадать наверняка мне? —
Все научились маски надевать,
Чтоб не разбить свое лицо о камни.
Я в тайну масок все-таки проник,-
Уверен я, что мой анализ точен:
Что маски равнодушия у иных —
Защита от плевков и от плевков и от пощёчин.