Найти в Дзене
Любовь Любовцова

"Венецианский лицей" Высоцкого

Неожиданно нашла удивительное стихотворение Владимира Высоцкого "Маски". Сколько раз убеждаюсь в том, что мы совершенно ничего не знаем об истинном творчестве этого популярного актера. Хотя намного раньше, ещё в годы юности, один библиотекарь Ленинки мне сказал: "Если хочешь почитать настоящие стихи - почитай Высоцкого. Он безапелляционен, с ним не поспоришь, у него нет двусмысленностей в позиции". (К сожалению, тогда это было только в самиздате.) Прошло время - и я открыла для себя Высоцкого.

Моя мама 5 лет проработала с Ниной Максимовной, матерью Высоцкого. Их кульманы простояли рядом 5 лет, они дружили и много разговаривали. Они даже вместе летали с делегацией в Армению в рабочую командировку. (Это был единственный мамин полет на самолёте за всю жизнь, потому что она не летала на них.) У меня сохранились их совместные фото.

О жизни и о сыне она почти не рассказывала. Но однажды рассказала моей маме, что у Владимира есть ещё и другая мама, которая спасла ему жизнь во время войны. Вторая жена ее мужа. Владимир жил в двух семьях. И вторая семья его кормила. Что самое интересное, как рассказала Нина Максимовна, что Володя с окончанием войны и голода не забыл ту вторую маму, которая спасла ему жизнь. Он всегда приходил к ней, поздравлял со всеми праздниками и очень ее любил, как родную. Вот такая история...

Стихотворение "Маски" Владимира Высоцкого. Пронзительное, ироничное, откровенное.

Почти в каждом его стихотворении - целый спектакль, со своей завязкой и финалом. Высоцкий почти никогда не оставляет знаков вопроса в своих стихах. У него все предельно ясно. По большому счету, это показатель очень зрелой и незаурядной личности, потому что поэт - это как судья человеческих душ и ошибаться право не имеет. И Высоцкий это хорошо понимает: каждое слово отточено, образы предельно ясны...

Центральной фигурой в стихотворении является сам поэт, явившийся на карнавал без маски... Единственный вопрос, который задаёт себе поэт - а маски ли это вообще? Может, это и есть истинные лица?

Будучи сам актером, Высоцкий поднимает интересную тему - проникновение создаваемого образа, роли в душу человека, и, в конечном итоге - в его жизнь.

В. Высоцкий

"МАСКИ"

Смеюсь навзрыд — как у кривых зеркал,-

Меня, должно быть, ловко разыграли:

Крючки носов и до ушей оскал —

Как на венецианском карнавале!

Вокруг меня смыкается кольцо —

Меня хватают, вовлекают в пляску,-

Так-так, мое нормальное лицо

Все, вероятно, приняли за маску.

Петарды, конфетти… Но все не так,-

И маски на меня глядят с укором,-

Они кричат, что я опять — не в такт,

Что наступаю на ногу партнерам.

Что делать мне — бежать, да поскорей?

А может, вместе с ними веселиться?.

Надеюсь я — под масками зверей

У многих человеческие лица.

Все в масках, в париках — все как один,-

Кто — сказочен, а кто — литературен…

Сосед мой слева — грустный арлекин,

Другой — палач, а каждый третий — дурень.

Один — себя старался обелить,

Другой — лицо скрывает от огласки,

А кто — уже не в силах отличить

Свое лицо от непременной маски.

Я в хоровод вступаю, хохоча,-

Но все-таки мне неспокойно с ними:

А вдруг кому-то маска палача

Понравится — и он ее не снимет?

Вдруг арлекин навеки загрустит,

Любуясь сам своим лицом печальным;

Что, если дурень свой дурацкий вид

Так и забудет на лице нормальном?

За масками гоняюсь по пятам,

Но ни одну не попрошу открыться,

Что, если маски сброшены, а там —

Все те же полумаски-полулица?

Как доброго лица не прозевать,

Как честных угадать наверняка мне? —

Все научились маски надевать,

Чтоб не разбить свое лицо о камни.

Я в тайну масок все-таки проник,-

Уверен я, что мой анализ точен:

Что маски равнодушия у иных —

Защита от плевков и от плевков и от пощёчин.