"МТО ВС РФ № 09 2022 Г."
#мто@ric_mil_ru
Зарождение и развитие дорожных войск в русской армии происходило еще в древних походах, когда для продвижения необходимо было выполнять дорожные работы, строить мосты и наводить переправы.
При подготовке к походу на Новгород в 1014 году князь Владимир Святославович приказал «теребить путь и мостить мосты». Для этого специально готовились и высылались вперед сборные отряды, в состав которых входили мастеровые по строительству и мостовым работам.
В начале XVII века были предприняты попытки документально оформить полученный боевой опыт русских войск, в том числе и по устройству дорог и мостов. С этой целью в 1607 году дьяком Посольского приказа Онисимом Михайловым был составлен «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки». В нем наряду со статьями об организации и вооружении артиллерии, пехоты, кавалерии, действиях войск в походе, в полевой войне давались наставления, как готовить пути для движения войск.
В 1647 году была издана первая русская печатная военная книга «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей», которая являлась официальным руководством для обучения полков «нового строя». Помимо прочих вопросов, она содержала также указания о порядке следования войск в походе и об организации специальных отрядов, которые обязаны были заботиться о расчистке дорог и проходов для войска и об исправлении дорог для прохода обоза.
Создатель регулярной армии России Пётр I придавал большое значение сухопутным коммуникациям при ведении боевых действий. В Уставе воинском 1716 года имелся ряд положений, где оговаривались отдельные вопросы, связанные с устройством путей для движения войск и обоза. Так, в обязанностях генерал-квартирмейстера было указано, что «...ежели в пути многие ямы, болоты или непроходимыя воды найдутся, то надлежит ему генерал-квартирмейстеру мастера мостового, подкопщиков и плотников с собою взять, и оным показать, где они злую дорогу вычинить или по обстоятельству дел некоторые мосты построить имеют». Одной из обязанностей уже другого должностного лица – генерал-вагенмейстера – было, «чтобы он дороги и мосты в походе, ежели оные непроходимы, починить, дабы обоз без препятствия путь свой продолжать мог».
Необходимость создания специальных войск для устройства и содержания военных дорог показали последующие войны XVIII века.
В августе 1739 года в ходе Русско-турецкой войны распоряжением генерал-фельдмаршала Б.К. Миниха для устройства дорог был создан специальный отряд в составе шести гренадерских рот, 2 тыс. казаков и «с ними довольное число пионер».
Во время Семилетней войны (1756–1763), при осаде города Кольберга в 1761 году, командир корпуса П.А. Румянцев для обеспечения своих войск создал военную дорогу (этапную линию), которая обслуживалась специально выделенным отрядом.
Продолжение: https://mto.ric.mil.ru/Stati/item/426504/