Найти тему

Как быть со стрессом, когда кажется, что мир вокруг рушится, а рабочая нагрузка только растет?

С чрезмерным стрессом такая история: он не проходит бесследно. Усталость накапливается, и если с ней ничего не делать, самого стойкого из команды может накрыть и через год после момента где “всем надо было напрячься”.

Как работает кратковременный стресс?

Когда мы “собираемся”, то переходим в режим спринта. Бежим быстро, не экономя силы и выкладываемся на все 150%. Такой режим хорош только на короткой дистанции, он действительно дает возможность бизнесу продержаться в критические моменты. И даже может показаться, что все к концу кризисного момента “выжили”: выглядят ничего так, продолжают работать, ни на что не жалуются. Но, если мы не организовали период отдыха после сильного перенапряжения, то возможен серьезный откат в эффективности и самочувствии сотрудников.

Кратковременное воздействие сильного стресса с отдыхом следующим сразу после него может иметь хороший психологический эффект.

Мы все вместе собрались, объединились как команда и направили усилия, чтобы релоцироваться и пересобрать процессы. Получили отличный результат и с чувством выполненного долга по очереди берем заслуженный отдых. Тут и результат налицо, и усилия команды, и награда.

Многие современные исследования говорят о том, что кратковременное воздействие стресса - это хорошо и для организма и для психики.

А с длительным что?

Совсем другое дело, когда стресс либо запредельный, либо затянувшийся. Мы начали бежать со скоростью спринтера, а оказались в марафоне. Думали, что за тем поворотом нас ждет награда, вода и отдых, а там продолжение дистанции и совсем не понятно, когда дистанция закончится.

Это больше похоже на жизнь, скажете вы мне. Действительно, дистанция зачастую не заканчивается, вызовов у компании, которая релоцировалась, и через полгода после переезда предостаточно. Расслабляться нельзя: бежим, куда деваться!

Но даже если этот вариант похож на правду, факт в том, что долго так работать люди не смогут. То есть может быть и смогут, но вряд ли эффективно. И это точно будет плохо сказываться на приверженности бизнесу и вовлеченности.

Что делать, если стресс оказался длительным и не планирует заканчиваться

  1. Если обещали - выполняем

Если мы обещали, что спринт закончится, что это временное усилие, которое мы предпринимаем, оно обязательно должно закончится. Так, чтобы это было заметно: с отдыхом после перенапряжения, благодарностями и подведением итогов. Иначе, откладывая обещанное много раз, мы теряем доверие команды. А это уже супер важная история. Без доверия сложно двигаться к большим целям.

2. Делим марафон на небольшие спринты

Даже если вы понимаете, что большие цели еще впереди, и останавливаться сейчас не время, попробуйте представить ваш путь с командой не как длинный марафон, который неизвестно когда закончится, а как эстафету, где на счету каждая минута, но и каждого члена команды важно сохранить по максимуму. Продумайте план дополнительных выходных и отпусков так, чтобы задачи могли передаваться по цепочке и не провисать. Создайте план, состоящий из коротких спринтов (2-3 недели), и в конце каждого обязательно подводите итоги. В зависимости от количества людей в команде, давайте отдых по-очереди членам команды. Это может быть дополнительный выходной, но тот, который даст человеку прийти в себя после перенапряжения.

3. Четче следите за отдыхом, контролируйте и количество и качество

В период большой нагрузки нужно внимательнее и четче следить за тем, чтобы люди отдыхали, вы тут можете придумывать свой вариант, подходящий только вам. Нет одного правильного. Главное правило, если темп очень высокий и нагрузка не снижается, то отдых должен быть чаще и эффективнее (без работы совсем).

Обычно с эффективностью отдыха у нас бывают проблемы: тут ответим на сообщение, тут на письмо, там посидим в зуме на совещании (просто послушать), а уж на звонок клиента не ответить нельзя.

Качественный отдых - это тот, где мы совсем работы не касаемся.

Обсудите с командой, что им может помочь сделать свой отдых более качественным. Важно договариваться всем вместе о правилах ухода в отпуск, так как с асинхронной коммуникацией это может быть очень сложно. Ваша задача обеспечить спокойную среду, в которой люди не будут бояться отключиться.

4.Помогайте уходить в отпуск

Посмотрите, кто работает у вас в максимальном темпе и не останавливается? Их нужно направить хотя бы в небольшие отпуска. Именно направить, ждать пока сами уйдут не стоит.

У большинства специалистов в крупных компаниях люди ходят в отпуск реже, чем положено и с собой берут работу. Так не надо.

Это бывает связано с тем, что люди боятся уходить в отпуск, потому что работы за время их отсутствия накапливается много и после отпуска ощущения от работы еще хуже, чем до него. По тому же принципу может срабатывать работа в выходные - сейчас сделаю еще немного, чтобы потом не перегружать день, но это замкнутый круг.

Важно работать с этими страхами, помогать делегировать до отпуска и распределять нагрузку после. Обязательно нужно, чтобы люди ходили в отпуск, даже если некуда ехать или не хочется. И соблюдайте гигиену - отпуска без ноутбуков, никто не пишет тому, кто в отпуске.

Если мы ничего не можем поделать с нагрузкой, значит нам важно отдыхать также интенсивно, как мы и работаем.

Более частые выходные, более качественный отдых, внимательное отношение к передаче обязанностей друг другу на время отсутствия и контроль со стороны руководителя. Все это поможет сотруднику чувствовать себя более устойчиво, регулярно отдыхать и опираться на те правила, которые выработала команда.

Поверьте, даже самый большой трудоголик, если ему предоставят возможность хорошо отдохнуть, постепенно начнет получать от этого удовольствие. А качество работы такого человека только вырастет. Отдохнувшие и энергичные сотрудники максимально ответственно и вовлеченно подходят к задачам. А это именно то, что нам, как бизнесу, и нужно. Будьте внимательны к отдыху и берегите себя!

5. Также советую заглянуть на вебинар, который пройдет 29 сентября в 15:00 (по МСК), где мы с Вами подробнее рассмотрим следующие вопросы:

  • что делать, когда стресса с каждым днем становится только больше?
  • какие есть способы борьбы с затянувшимся стрессом?
  • как хронический стресс влияет на психику?
  • какие вызовы встают перед релокантами через время после переезда?
  • как можно поддерживать себя на работе, когда ее всегда много?
  • что делать, если вы или ваши сотрудники уже в выгорании, а отпуск еще

Вступайте в чат в телеграме, где будет проходить вебинар по ссылке.

Если хотите получить запись, оставьте свой мэйл тут.

Если резюмировать, то многие факторы говорят за то, что нам нужно организовывать временное воздействие сильного стресса и следить, чтобы одни и те же люди не были постоянно под ударом. Даже если кажется, что они выдерживают. Так как в ваши цели входит сохранить и развить бизнес. Это ответственность руководителя или администрации: регулировать нагрузку на людей и переработки.

И тут, если вы владелец бизнеса и по себе знаете, что можно так долго в невероятном темпе работать, хочу вам напомнить: у наемного сотрудника никогда не будет той же мотивации, что и у владельца. И никогда не будет того же запала всю свою жизнь посвящать работе, как у собственника. Какими бы вовлеченными не были ваши сотрудники, им обязательно нужно что-то еще кроме работы, если вы рассчитываете, что они проработают у вас больше года, двух, а может быть и пяти.

Обычно если наемный сотрудник так пашет, то постепенно мотивация снижается, перестает быть важным высокий оклад и другие плюшки. Потому что непонятно, а для чего они все нужны, если времени на пожить нет и главное не предвидится?