Найти в Дзене

Избранная история популярной музыки. 6. Эволюция джаза. Музыкальные материалы

Оглавление
Источник: i.ytimg.com
Источник: i.ytimg.com

Следующая статья-приложение к шестой части моего блога об избраной истории популярной музыки, где я рассказывал о смежных джазовых жанрах в 30-40-е годы в США, Франции и СССР.

Несколько интересных сборников тех времён, идеально освещающих музыку, описываемую мной в соответствующей серии.

Louis Armstrong "Gospel Book"

Источник: music.yandex.ru
Источник: music.yandex.ru

жанр: джаз, госпел

главные композиции: When the Saints Go Marchin' In

Это отличный сборник маэстро, где он в джазовых обработках переигрывал классические церковные госпелы. Просто представьте себе, что эти во многом заводные мелодии изначально были песнопениями во славу Господа! Изначально их сложно представить в таком весёлом исполнении, особенно если ещё и посмотреть на как всегда дурашливое выражение лица Армстронга!

Louis Armstrong "C'est si bon"

music.yandex.ru
music.yandex.ru

жанр: джаз, свинг, госпел

А отсюда песен выделять не буду, тут они все главные! Это сборник как "между прочим": просто идеальный сборник песен Луи, тут почти все его громкие хиты как сольно, так и знаменитыми дуэтами из всех музыкальных эпох, через которые он прошёл.

Django Reinhardt "Django Swings Nuages 1934-1941"

Источник: music.yandex.ru
Источник: music.yandex.ru

жанр: джаз-мануш, свинг

главные композиции: Djangology, Minor Swing, Nuages

Наиболее масштабный сборник великого франко-бельгийского цыганского гитариста Джанго Рейнхардта, охватывающий весь первый "золотой" период его творчества, где он звучит как вместе с Квинтетом Hot Club De France, так и с другими ансамблями вплоть до первых лет войны. Невесёлым финалом этого периода можно считать фактически самую известную его композицию 1940 года - Nuages.

Django Reinhardt "Djangologie. Vol.15 / 1946 - 1947"

Источник: music.yandex.ru
Источник: music.yandex.ru

жанр: джаз, свинг, джаз-мануш

главные композиции: Coquette, Echoes Of France (La Marseillaise)

Идеально выбранное время второго взлёта популярности Джанго Рейнхардта - сразу после войны. Его второй звёздный час и начало всемирной популярности, продолжавшейся, увы, не так долго - до его смерти в 1953 году. Да и время свинга с джаз-манушем уже тогда почти ушли. Как раз этот сборник показывает последние буквально пару лет, когда такая музыка была ещё на пике популярности как символ "победы" с западной стороны.

Триумфальное возрождение сотудничества Джанго со старым другом/партнёром/соавтором итальянским скрипачём Стефаном Граппелли, из которого ярче всего выделились две вышеуказанные композиции, одни из самых лучших в их творчестве. Вторая - переработанная в джаз-мануш-варианте Марсельеза.

"Весёлые ребята" (музыка из фильма) (1934)

Источник: music.yandex.ru
Источник: music.yandex.ru

жанр: советская эстрада, джаз, частушки, танго, фокстрот

главные композиции: Вступление: Марш весёлых ребят, У дуба (включая песню "Сердце")

Официальный саундтрэк из знаменитой советской комедии Григория Александрова при участиии Леонида Утёсова с его оркестром ТЕА Джаз и Любови Орловой. Был издан в 1970 году с комментариями самого Утёсова.

Наверное, самый яркий конкретный пример своего видения джаза Утёсовым - его подача с оркестром песен Исаака Дунаевского.

Леонид Утёсов "Песни Леонида Утесова"

Источник: music.yandex.ru
Источник: music.yandex.ru

жанр: советская эстрада, танго, фокстрот, джаз-диксиленд

главные композиции: Сердце, Ленинградские мосты

Очень сложно найти сборник Утёсова, чтобы там были только более-менее джазовые композиции, потому что понятие ТЕА-Джаз у него было очень растяжимое. В тот момент, когда он начал исполнять этот джаз, грянула война, и в репертуар вошли лирические песни.

Я выделил выше пару песен, ярких таких, особенно Ленинградские мосты - истинный диксиленд! Но всё равно понятие "джаз" в творчестве Утёсова всегда было расплывчатым и больше определяло какую-то его свою собственную атмосферу.

Леонид Утёсов "The Complete Collection / Russian Theatrical Jazz / Recordings 1933 - 1937, Vol. 2"

Источник: music.yandex.ru
Источник: music.yandex.ru

жанр: советская эстрада, джаз, танго, фокстрот, блатной шансон

главные композиции: Сердце, Джазгол (Марш весёлых ребят), Джаз-болельщик

А, может быть, и этот сборник лучше даст понять процент "джазовости" Утёсова. Тут как минимум период предвоенный, время расцвета ТЕА-Джаза. Ну и выделенные мной композиции наиболее подходят под определение джаза в исполнении маэстро и его оркестра.

«Утёсовский джаз по отношению к настоящему джазу являлся тем же, чем является наша блатняга к французскому шансону, – слова композитора Юрия Маркина, который был в утёсовской команде с 1973 по 1977 годы. – Мэтр был уверен, что джаз как таковой советским людям чужд и не нужен». Хотя, когда в 70-х годах в СССР устроил масштабные гастроли Дюк Эллингтон, то после знаменитой встречи его с Утёсовым последний сказал, обратившись к Олегу Лундстрему: "Эллингтон – первый джазмен там, у себя в Америке, а мы с вами, Олег Леонидович, здесь…"

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:

ИЗБРАННАЯ ИСТОРИЯ ПОПУЛЯРНОЙ МУЗЫКИ. 6. ЭВОЛЮЦИЯ ДЖАЗА

КИНОМАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Напоминаю, кому удобнее читать меня в телеграме, милости прошу: мой телеграм-канал.