Найти в Дзене
В ответе за них

Беззаботное лето

Время сейчас тревожное, многим не до Дзена. Но, давайте отвлечемся немного от действительности, отправимся вместе со мной в лето 2000 года.

Поезд приближался к Ульяновску, моей и Андрюшиной родине. Вот уже мелькают дачи, заборы, дома, вот вокзал, перрон, а вот и сынок пристально смотрит на окна замедляющего ход поезда. Я машу ему рукой.

Выгрузилась, обняла своего сынулю.

- Ну, как ты? Как дедушка?

- Дедушка в Ундорах. Я там был в выходные. У него все в порядке. Тебя ждёт.

- А Елизавета Андреевна с ним?

- Ага! Где же ей быть? Варенье варит.

Соскучилась по сыну, нет слов! Никак не наобниматься.

Дома относительный порядок. Достала подарки из Эстонии от бабушки Риммы, свои. Рубашечки поло, свитер, связанный мной сынуле ещё в Воркуте. Я вязать любила. Свитер был впору, бабушкины рубашки тоже.

К папе съездила на другой день, привезла и ему подарки - фланелевую рубашку, летнюю тенниску. Папа подарки обожал. Наденет и поворачивается перед зеркалом и так, и эдак, награждая дарительницу улыбкой и поцелуем.

Лизы не было, она должна была приехать на другой день. Я набрала для сыночка малины и наутро уехала из Ундор, конечно, поработав как следует вечером на огороде.

С папой у родительского дома. Дом не падает, это я перефотографировала с фотокарточки, так получилось.
С папой у родительского дома. Дом не падает, это я перефотографировала с фотокарточки, так получилось.

В Ульяновске меня ждал сюрприз. Сын купил билеты на концерт БГ - Бориса Гребенщикова. На концерт, который был в Ленинском мемориале, мы ходили с новой девушкой сына Дашей. Даша была наполовину кореянкой. Симпатичная девочка, невысокого роста, приветливая.

Побывать на концерте БГ я мечтала давно. У меня были записи всех альбомов Аквариума. Любимый - "Кострома - мон амур". Сейчас любовь прошла. А тогда я была в восторге от их музыки, от голоса Гребенщикова. Он был ещё совсем не старый, без козлиной бородки.

Группа Аквариум в годы, когда я очень их любила
Группа Аквариум в годы, когда я очень их любила

На день рождения ко мне приехали папа с Елизаветой, пришла Лариса, двоюродная сестра, на этот раз одна, без мужа. Посидели за столом совсем недолго и разошлись уже часов в восемь. Сидим с Андрюшей за столом, как-то грустно. А сын мне и говорит: "Давай, мама, позовём в гости моих друзей! Они тебе настроение, точно, поднимут." Я одобрила его предложение и через полчаса пришли Даша, Володя Косачевский, Сережа Тимофеев и его девушка Наташа. Принесли мне огромный букет пионов и бутылку шампанского. День рождения продолжался. Ребята и правда были веселые. Смеялась, аж скулы заболели. Володя меня сразил своей историей. Я спросила его, почему он держит все время правую руку на животе. А он расстегнул рубашку и показал такое!! Его безымянный палец был воткнут в живот! Просто обморок какой-то!

- Что это? - спрашиваю.

- Это я в животе чешу! - говорит Володя, а сам смеётся.

Оказывается, ему сделали операцию по наращиванию кожи на пальце. Он перелезал где-то на даче через забор и зацепился обручальным кольцом за проволоку, а сам уже был в прыжке. Кольцо срезало кожу с фаланги пальца. Вот с живота и взяли кусочек, пришили к пальцу и оставили "ножку" для лучшего срастания.

Андрюша с Володей Косачевским и с первым сотовым телефоном, который мне был нужнее, чем и ему. Это был своего рода колокольчик, по звону которого я узнавала, где мой сын
Андрюша с Володей Косачевским и с первым сотовым телефоном, который мне был нужнее, чем и ему. Это был своего рода колокольчик, по звону которого я узнавала, где мой сын

После того, как застолье закончилось, всю посуду ребята отнесли на кухню. А Наташа, девушка Серёжи Тимофеева, взялась очень ловко её мыть. Я даже позавидовала Сергею. Наша Даша в это время преспокойненько сидела и развлекала подругу разговорами.

Даша и Андрей
Даша и Андрей

Даша работать не любила совсем. Любила только развлечения. С Андрюшей они много катались автостопом. Это в их компании было особым шиком. Автостопом ездили на "Грушу", Грушинский фестиваль бардовской песни под Самару. Дорогой посадившего их водителя они развлекали умными разговорами. На фестивале все жили в палатках, в которых оставляли вещи, пока сами были на концерте. Сколько всего пропало таким образом, не перечесть. Концерт проходил так: зрители сидели на склоне вокруг озера, а выступающие барды пели с плавучей сцены в виде гитары.

Грушинский фестиваль авторской песни
Грушинский фестиваль авторской песни

Этот крупнейший в мире фестиваль авторской песни был назван в честь Валерия Грушина, студента Куйбышевского авиационного института, барда и фанатика туризма, который погиб, спасая тонущих детей.

Завсегдатаи Груши знакомились, обменивались адресами и потом ездили друг к другу автостопом. Принимающая сторона должна была кормить, устраивать на ночлег. Гость не тратил ни копейки. Такой у них был закон. Это называлось "Системой". Пока я жила в Ульяновске к нам приезжали системщики, парень с девушкой из Челябинска. Я их приняла, как положено. Накормила, напоила, дала чистые полотенца для мытья в душе, постелила на диване. Ребята были отличные. Пели песни под гитару, рассказывали разные случаи. В благодарность за прием девушка Лена связала мне и надела на руку очень красивую фенечку из голубого бисера.

Мой сынуля с Дашей тоже собрались в путешествие автостопом в Нижний Новгород. Мои увещевания и уговоры были напрасными. С вечера сложили рюкзаки и улеглись в большой комнате на разложенном диване. Даша была взрослая девушка, заканчивала пединститут. Я ее воспринимала как невесту сына.

Накануне я прочитала книжку про бандитов, про их издевательства над подозреваемыми в предательстве. Она меня шокировала. А ещё я перегрелась, бедная, на пляже. Все это чуть не привело меня к плачевным последствиям. В то утро я сходила с ума. В полном смысле этого слова. Встала, пошла на кухню. Замесила тесто, хотела плюшки испечь. И тут началось! Из моей головы пошел поток сознания, поток каких-то мыслей, обрывочных и в тоже время не прекращающихся. Это был кошмар. Я видела себя, как бы со стороны и удивлялась, что я делаю. А делала я вот что: зажгла газ, на сухую сковороду шлепнула куски теста. Пошла в ванную, включила воду, начала кидать туда белье вперемешку чёрное с белым. Потом зачем-то подошла к дивану, стала разглядывать спящих, перелезла через них вышла на балкон. А поток из головы так идет и идёт, ни на чём сосредоточиться не могу. Опять зашла в комнату, снова перешагнула через Андрюшу с Дашей, посмотрела на них. Пошла на кухню, выключила газ. Там уже дым пошел от сгоревшего теста. Закрыла воду в ванной и тихонечко легла в кровать. "Это пройдет, пройдет", - прорывалось сквозь поток.

Тут зазвенел будильник. Мои голуби проснулись, стали собираться. Я позвала сына, сказала, что мне плохо и попросила, чтобы они сами позавтракали. Нашла в себе силы их проводить, перекрестить и посмотреть с балкона на две тоненькие фигурки в джинсиках, футболках, с рюкзачками за спиной. Упала на кровать и уснула. Проснулась с ясной головой, как будто это мне все приснилось. Но в ванной мокло разношерстное белье, а на кухне в сковороде чернели куски сгоревшего теста. Что это было, до сих пор непонятно, какое-то сумеречное состояние.

Переживать за сыночка мне долго не пришлось. Уже в четвертом часу он позвонил из Нижнего Новгорода. Им с Дашей повезло, машина, которую они остановили, подвезла их прямо до пункта назначения. Водитель оказался человеком с широкой душой. А уж пассажиры старались изо всех сил развлекать его разговорами. Тем не менее, я волновалась за них. Все молитвы перечитала, сходила в храм, поставила блаженному Андрею, нашему святому, свечки. Когда молодежь вернулась, я умоляла их больше не ездить автостопом. И, кажется, это было последнее такое путешествие сына.

На мои именины, 24 июля, в день равноапостольной святой княгини Ольги мы ходили с Андрюшей в китайский ресторан. А перед этим он подарил мне авторучку Паркер со словами: "Преподавателю от преподавателя". Андрюша уже работал, читал лекции и вёл семинары в своем университете.

Этот поход в китайский ресторан почему-то мне запомнился. Андрюша был очень внимательным и галантным. Как сынок умел подавать руку, когда я выходила из трамвая, как стул отодвигал и задвигал в ресторане! Какая красивая, литературная у него речь, когда он рассказывал разные новости! Никакого диалекта! Я, например, долго не могла избавиться от тяжёлого произношения шипящих, характерного для Среднего Поволжья.

В ресторане мы заказали свинину в кислосладком соусе, жареные кольца кальмаров, десерт из ананаса и бутылку сухого вина, кажется, белого. Порции были гигантские, хоть мы и взяли всего по одной, по совету милой официантки. Мы ели, ели, но мясо не убавлялось. Не доели и половины всего. К нам подошла официантка и сказала, что она сейчас принесет контейнеры и сложит нам остатки с собой. Мы обрадовались. Все было очень вкусным и бросать это не хотелось. Оставив милой девушке хорошие чаевые, мы отправились домой. Платил сын, не разрешил мне даже брать кошелек из дома. Я потихонечку всё-таки ухитрилась положить его в свою сумочку, но он мне не пригодился.

Принесли мы эти контейнеры, поставили в холодильник. Потом ещё день доедали китайские деликатесы.

Вот таким беззаботным было это лето.