Найти в Дзене
Минус фунт

520. Причастен ли Маркони к крушению Титаника?

С момента первой передачи в 1901 году Маркони через Атлантику радиосигнала прошло 11 лет, и в год своей гибели (1912), Титаник был оборудован самой совершенной системой передачи и приема радиосигналов того времени. Система радиосвязи Титаника Две передающие радиостанции системы "Маркони" являлись искровыми, с ротационными дисковыми разрядниками мощностью 5 кВт, и излучали сигнал через натянутую на высоте 80 м, выше 4 дымовых труб (одна из которых была декоративной), Т-образную проволочную антенну длиной 120 м. Детекторные приемники с электромеханическими магнитными детекторами были настроены на длину волны 300 м, с возможностью перехода на резервную длину волны 600 м. По понятиям недавнего времени массового радиовещания, это диапазон средних волн (СВ). На помощь подоспела лишь Карпатия Система позволяла поддерживать связь в дневное время на расстояниях порядка 800 км, а в ночное и свыше того, до 3.000 км (таковы особенности распространения средних волн), что позволило находящейся б
Оглавление

С момента первой передачи в 1901 году Маркони через Атлантику радиосигнала прошло 11 лет, и в год своей гибели (1912), Титаник был оборудован самой совершенной системой передачи и приема радиосигналов того времени.

Система радиосвязи Титаника

Две передающие радиостанции системы "Маркони" являлись искровыми, с ротационными дисковыми разрядниками мощностью 5 кВт, и излучали сигнал через натянутую на высоте 80 м, выше 4 дымовых труб (одна из которых была декоративной), Т-образную проволочную антенну длиной 120 м.

Детекторные приемники с электромеханическими магнитными детекторами были настроены на длину волны 300 м, с возможностью перехода на резервную длину волны 600 м. По понятиям недавнего времени массового радиовещания, это диапазон средних волн (СВ).

Воссозданная по оригинальной фотографии радиорубка Титаника
Воссозданная по оригинальной фотографии радиорубка Титаника

На помощь подоспела лишь Карпатия

Система позволяла поддерживать связь в дневное время на расстояниях порядка 800 км, а в ночное и свыше того, до 3.000 км (таковы особенности распространения средних волн), что позволило находящейся ближе всего от прочих судов (93 км) "Карпатии" подобрать через 3,5 часа после получения сигнала бедствия (в те годы как SOS, так и CQD, навязанному и отстаиваемому Маркони коду) , тех пассажиров, которым хватило мест в наличных шлюпках. Чтобы подать больше пара в судовые машины, а тем самым увеличить скорость, капитан Карпатии распорядился отключить своим пассажирам отопление и горячую воду.

Спасенные пассажиры Титаника были доставлены изменившим свой курс капитаном Карпатии в Нью-Йорк, где среди встречавших был ... Гульельмо Маркони, всемирно известный изобретатель.

Маркони - гениальный изобретатель или успешный бизнесмен?

Считать Маркони изобретателем радио было бы наивно, не меньше десятка стран на нынешний день располагает своим изобретателем радио, но в практической хватке Маркони было не отказать.

Весь его успех связан с тем, что он убедил правительство Англии оказать ему материальную помощь, которая ему была немедленно и оказана. Александру Попову в аналогичной помощи было отказано, поскольку принимающий решение министр раздраженно заявил, что "телеграфа без проводов не бывает". Возможно, Попову следовало придумать для своего изобретения более хлесткое словцо, чем "беспроводной телеграф".

Итак, по ряду причин Маркони прибыл в Нью-Йорк ранее Титаника, на другом судне. Сабж же статьи в другом - сказался ли отказ Маркони плыть на Титанике на катастрофе? Ответ однозначен - ДА. Не потому, что под крушение Титаника подложено множество конспирологических теорий, а оттого, что ...

Ответ ниже, а к сему еще пара аналогичных примеров.

Две засекреченные авиакатастрофы - Пахтакор и команда Василия Сталина

В 1979 году в авиакатастрофе погибла летевшая в Минск на игру ташкентская футбольная команда Пахтакор - по вине неопытного и перегруженного харьковского диспетчера в одном воздушном коридоре оказались 2 самолета, всего погибло 178 человек. Хотя обстоятельства катастрофы по законам того времени скрывались, вся страна знала, что главный тренер команды Базилевич должен был лететь с командой, но по семейным обстоятельствам вылетел раньше в Сочи. Виноват ли он в катастрофе? Если виноват Маркони, то Базилевич тоже.

Мемориал жертвам катастрофы в Ташкенте
Мемориал жертвам катастрофы в Ташкенте

А еще раньше, в 1950 году, под Свердловском погибла при заходе на посадку хоккейная команда ВВС Московского военного округа, самолет был выделен по указанию Василия Сталина. Отвергая миф, что Василий также собирался лететь на достаточно рядовой матч своей команды, но экстрасенс Вольф Мессинг предвидел катастрофу и предостерег Сталина и одновременно посоветовал хоккеисту Боброву ехать поездом, зададимся вопросом, виноват ли в гибели самолета Бобров (которому по факту билет купил тренер, выбор от хоккеиста не зависел). Ответ опять ДА. Если под виной понимать "вследствие этого".

Команда ВВС МВО, на переднем плане Василий Сталин
Команда ВВС МВО, на переднем плане Василий Сталин

И грянул гром, или эффект бабочки

А теперь вспомним рассказ американского писателя-фантаста Рэя Бредбери, в рассказе "И грянул гром" популяризировавшего в массовом сознании "эффект бабочки". В рассказе описано путешествие группы охотников на 60 млн лет назад, во времена расцвета динозавров. Вследствие неосторожности и нарушения правил сафари Экельсом, одним из охотников, в далеком прошлом погибла бабочка.

Цепь событий, связанная с ее преждевременной гибелью, повлекла за собой изменения в настоящем - вернувшиеся в свое время охотники вместо привычного им либерального общества оказались в откровенно радикальном и реакционном.

Охотник Экельс выходит -за пределы Тропы, раздавив ногой бабочку
Охотник Экельс выходит -за пределы Тропы, раздавив ногой бабочку

Рассказ напечатан в 1952 году, и бабочка упомянута в нем достаточно случайно, смысл рассказа не изменился бы при упоминании червячка или рыбки.

Ничего нельзя наверняка предвидеть

Автором выражения "эффект бабочки" является американский математик и метеоролог Эдвард Нортон Лоренц (1917-2008), один из основоположников "теории хаоса". Лоренц столкнулся с тем, что при решении системы из 12 уравнений с целью предсказания погоды на 2 месяца, малейшее изменение в начальных условиях, даже в случае округления данных в 4 знаке после запятой (больше знаков не печатал принтер), радикально меняет результат. При этом решения не могут быть произвольными, они тяготеют к 2 состояниям (аттракторам, к которым тяготеют прочие решения).

Система перепрыгивает от одного решения к другому, и при представлении решений в особом фазовом пространстве, среди прочих, получается изображенная ниже фигура.

Слева - "бабочка Лоренца", справа - Э.Н. Лоренц
Слева - "бабочка Лоренца", справа - Э.Н. Лоренц

Казалось бы, все ясно - вот он откуда, эффект бабочки. Но не все так просто. Системы уравнений Лоренц решал в 1961 году, через 9 лет после появления рассказа Брэдбери, и решения не всегда получались в форме бабочки, хотя общий характер неустойчивости решения при малом "шевелении" начальных условий сохранялся. Лоренцу просто "повезло", что он выбрал значения параметров, приведшие к образу бабочки - другие параметры приводили к иным решениям.

При сообщении о своем открытии на научной конференции в 1963 году Лоренц пользовался понятием чайки, взмах крыла которой может привести к непредсказуемым последствиям через некоторое время в совершенно ином месте. И именно на той же конференции Лоренца убедили воспользоваться вместо чайки более поэтическим образом бабочки. Очевидно, убедивший Лоренца прибегнуть к другой метафоре организатор конференции читал Брэдбери.

Но в массовой культуре понятие "эффект бабочки" устойчиво связано с именем Лоренца, и каноническая цитата звучит так: "Бабочка, взмахивающая крыльями в Айове, может вызвать лавину эффектов, которые могут достигнуть кульминации в дождливый сезон в Индонезии". Цитировалась эта фраза во множестве вариантов, с подменой географических мест причины и следствия и климатического катаклизма.

-7

В массовой же культуре распространено устойчивое заблуждение , что "взмах крыла" приводит к катастрофическим последствиям в бытовом значении понятия. Но взмах может и предотвратить катастрофические последствия; притом мы, столкнувшись с последствиями, так никогда и не узнаем истинной их причины.

Все в полном соответствии с предсказанием французского математика Жюля Анри Пуанкаре (1854-1912).

-8

Практическим следствием эффекта бабочки является то, что в сложных системах, таких как погода или фондовый рынок, очень трудно сделать уверенное предсказание, оттого при прогнозировании будущего всегда принято говорить о вероятности предсказания.

Теория катастроф

В математике существует раздел "теория катастроф", или теория бифуркаций. Бифуркация - это развилка, а точка бифуркации - точка, в которой происходит смена режима. Под катастрофой обычно понимается резкое изменение состояния системы, но понятие "катастрофа" в одном из 2 словарных значений

  1. Неожиданное несчастье, бедствие, событие, влекущее за собой трагические последствия.
  2. Крупное потрясение трагического характера, обусловливающее собой резкий перелом в личной или общественной жизни.

здесь неприменимо. С точки зрения теории катастроф, если человек резко и внезапно осчастливился, это тоже катастрофа.

Роскошь Титаника

А теперь возвращаемся к Маркони. О Титанике снята масса кинофильмов, и в каждом из них представлена жизнь на борту в каютах как 3-го класса, так и 1-го. На 709 пассажиров 3-го класса было предусмотрено всего 2 ванны, мужская и женская, а каюты были 4-местные, с 2-ярусными койками.

А вот 735 пассажиров 1-го класса могли выбрать между роскошными 3-комнатными номерами или однокомнатными люксами. Самыми дешевыми из них были одноместные люксы, которые состояли из двух комнат — дополнительное помещение занимала прислуга.

Пассажиры 1-го класса обедали в общей столовой 1-го класса, а также для них работали ресторан «А-ля карт» и кафе «Паризьен» в кормовой части судна. Именно там и бурлила общественная жизнь по ходу рейса. Пассажиры развлекались, влюблялись, и напрямую общались с членами команды и персоналом.

Кафе Паризьен для пассажиров 1-го класса. Кадр из к/ф Титаник 1979 г.
Кафе Паризьен для пассажиров 1-го класса. Кадр из к/ф Титаник 1979 г.

Тут и зарыта собака. Маркони в 1912 году был известной публичной личностью, знаменитым изобретателем. Пассажиры Титаника имели возможность обмениваться радиотелеграммами с берегом, и они знали, кому они этим обязаны.

Любое общение с членом команды через цепь событий приводило к ничтожному изменению времени отдачи команды, курса судна на ничтожную долю румба, что при перемножении на огромные преодолеваемые дистанции приводило к отклонениям в положении судна на километры.

Судьба самого знаменитого в мире айсберга

Приплывший из Гренландии айсберг, с которым и столкнулся Титаник, был возрастом около 3-4 тысяч лет, имел длину около 100 м, и считался сравнительно небольшим. Разминуться с ним, случайно отклонившись от курса на полкилометра, было плевым делом.

Титаник сознательно, по решению капитана Смита, плыл с высокой скоростью по участку океана, где была опасная обстановка, мог встретиться и другой айсберг. Но система переборок Титаника наверняка бы защитила его от потопления, при не таком фатальном стечении обстоятельств.

Подлинная фотография айсберга, с которым столкнулся Титаник
Подлинная фотография айсберга, с которым столкнулся Титаник

Судьба айсберга после катастрофы была прослежена; зазимовав в России у берегов Земли Франца-Иосифа, он растаял в 1913 году.

Колокол звонит по тебе

А теперь возвращаемся к Пахтакору. Любой читающий статью неоднократно регистрировался у стойки регистрации на авиарейс и прекрасно представляет царящую там обстановку (рассматриваем докомпьютерную эпоху).

Просматриваются билет, документы, задаются вопросы, выясняются особенности багажа и ручной клади. Отсутствие или присутствие у стойки любого человека (в данном случае Базилевича) неизбежно смещает окончательное время вылета воздушного судна через цепь связанных с завершением регистрации, посадкой пассажиров и оформлением полетной документации событий.

А самолет - не идущий по рельсам поезд, где в случае заложенной под путями мины крушение неизбежно, вне зависимости от минутного опоздания или опережения. Столкновение 2 воздушных судов - редчайшее событие, и предотвратить его (как и привести к нему) могут секунды.

Аналогично и с катастрофой борта с командой ВВС МВО. Самолет садился на запасной аэродром, несколько раз заходил на посадку, и на поведении командира корабля и принятие им решений, как и на непроизвольные моторные действия, наверняка сказывалась обстановка на борту, которая, в свою очередь, создавалась хоккейной командой (в момент катастрофы скопившейся в хвосту). Еще один человек (Бобров) радикально менял весь расклад, и исход мог быть иной.

Итак, в нашем мире все зависит от всего, и любой наш поступок или действие могут привести к совершенно неожиданным последствиям. Отсюда философия "недеяния" Лао-Цзы или "неделания" Льва Толстого, ознакомившегося с учением китайского философа на 5-м десятке лет жизни. Но тут мы уже далеко отходим от сабжа статьи.

-11