Туристы едут в Узбекистан за восточной сказкой, чьим олицетворением выступают Бухара, Хива и Самарканд. Вместе с тем и в Ташкенте есть масса вещей, на которые интересно и полезно посмотреть. Вот и мы осуществили давно запланированное, но постоянно откладываемое непосредственное знакомство с южным соседом Казахстана. Сначала в основном расскажем о технических аспектах занимательного и поучительного путешествия.
СНЯТИЕ БАРЬЕРОВ
В годы правления Ислама Каримова Узбекистан несколько отпугивал туристов излишней забюрократизированностью типовых вещей. Например, при въезде нужно было заполнять таможенную декларацию. Разумеется, валюту у гостей никто не отбирал, но сам факт подобной процедуры создает дискомфорт любому путешественнику. Что ни говори, а на дворе третье тысячелетие и туристы стали избалованы благожелательными процедурами со стороны государств-лидеров индустрии гостеприимства. Теперь таможенные декларации в прошлом.
Даже если таможенная декларация (мы сейчас не говорим о реально важных случаях, когда турист перевозит культурную ценность, дорогое ювелирное изделие или еще какой артефакт) всего лишь нудная процедура – это все равно барьерный фактор. Потому что скорость современной жизни постоянно нарастает и пятнадцать минут – это не просто четверть часа, а драгоценное время, которое никто не в силах вернуть. Путешественники отправляются в дорогу за эмоциями, поэтому малоприятные впечатления от страны пребывания никому не нужны.
Обменный курс узбекского сума в недавнем прошлом тоже создавал проблему, поскольку в стране действовали две системы конвертации – официальная и «рыночная» (она же полуподпольная). Примечательно, что в «обменниках» на казахстанской стороне границы тенге, рубли и доллары запросто трансформировались в узбекские сумы, тогда как на территории Республики Узбекистан конвертация по точно такому же курсу могла привести к проблемам с правоохранительными органами.
Сегодня с двойными курсами сума покончено, и любая ходовая валюта запросто обменивается в официальных финансовых учреждениях. Если не считать территорию аэропорта, где функционируют обменные пункты, то поменять иностранные денежные единицы на местные можно в отделениях банков. Банков на улицах Ташкента много, что ясно свидетельствует о состоявшейся либерализации финансовой сферы. Здесь же можно воспользоваться услугами узбекских «дочек» казахстанских банков.
Сразу поделимся небольшим лайфхаком. Тенге можно запросто обменять на сумы в аэропорту столицы Узбекистана, а вот что касается отделений банков, при которых действуют обменники, то с тенге работают не все. Поэтому лучше в Ташкент лететь с рублями – их конвертируют повсеместно.
Практически везде принимаются карточки Visa, Mastercard, UnionPay, Мир. Деньги на них можно держать в тенге, а при покупке местных товаров и услуг они автоматически пересчитываются в сумы с небольшой комиссией.
В прежние времена много мороки для туристов составляла регистрация. Если путешественник останавливался в гостинице, то все вопросы решала администрация отеля, но для снимающих квартиру или остановившихся у родственников вопрос постановки на регистрационный учет мог съесть приличное время. Теперь в Ташкенте можно находиться 15 дней без регистрации, что для современных туристов вполне достаточный срок. Надеемся, что не за горами то время, когда будет разрешено пребывать 21 (три недели) или 30 дней на таких же правах.
В пандемию появилась новая напасть в виде ПЦР-теста. Проверку на ковид нужно было проходить перед въездом на территорию Узбекистана (за трое суток), а потом перед выездом. Сейчас все это отменили и можно путешествовать без дополнительных медицинских обременений. В общем, вирусу не дозволяется больше мешать туристической отрасли.
ТУРИСТИЧЕСКАЯ ИНФРАСТРУКТУРА
Истории про то, как в Узбекистане все дешево по сравнению с Казахстаном, лучше забыть, как неактуальные. Разумеется, здесь дешевле овощи и фрукты, разнообразный транспорт и предприятия общественного питания, но говорить о разнице в разы уже нельзя. После того, как политическое руководство РУ пошло по пути либерализации экономики и других прогрессивных реформ, в стране поднялись цены и заработные платы, подтянувшись под своеобразный неформальный стандарт для государств с похожими социально-экономическими и ресурсными параметрами.
В чем Ташкент бесспорно превосходит Астану и Алматы, так это в сервисе. Формат цена-качество четко виден по гостиничному фонду столицы Узбекистана. Номер в хорошем отеле стартует с 30 тысяч тенге за сутки на наши деньги. Но если остановиться в гостинице среднего уровня за 20 тысяч, то никой разницы по сервису с высококлассными отелями в Казахстане вы не увидите.
В номерах стабильно чисто и порядок, все положенные вещи в исправности и функционируют как надо. Персоналу ничего специально напоминать не нужно, а если что попросили, то все исполняется быстро. В плане сервиса и обслуживания местные работники просто безупречные. Безусловно, в силу закона больших чисел наверняка есть узбеки, которые не годятся для работы в гостинице, ресторане, магазине или такси, но мы с такими не встречались. Получается, что для тех сфер, где требуется умение и желание обслуживать, в Ташкенте кадрового дефицита не наблюдается.
Узбекистан производит впечатление места, где человеческая энергия ищет возможности для реализации и преобразования окружающего пространства в конструктивном и гармоничном ключе. Похоже, раньше для этого существовали какие-то преграды, поскольку энергия из людей и окружающего пространства прямо плещет, а не течет спокойно и равномерно.
В качестве гастрономического туризма Ташкент просто райское место. Узбекская кухня, ливанская (она дорогая), корейская (тоже не дешевая), русская, грузинская. Есть пивные бары и мясные рестораны. Если сравнивать «центровские кабаки» столицы Узбекистана с аналогичными заведениями Астаны и Алматы, то разница в цене составит процентов двадцать в пользу посетителя, а по сервису он выиграет в два раза.
Рестораны очень атмосферные, уютные, с продуманным интерьером и прекрасными поварами. Пиво местное, часто с интересными названиями. Бренды англизированные, но все равно узбекского производства со своих пивоварен и пивзаводов. Можно утверждать, что пиво на уровне. Не совсем Чехия или Бельгия, но даже придирчивый любитель пенного напитка останется доволен. Встретить импортное пиво можно, но сложно.
В Ташкенте прекрасное метро уровня Киева и Минска. Самые роскошно отделанные станции именные – «Амира (правителя) Тимура» и «Алишера Навои». Эти две исторические фигуры в современном Узбекистане культовые и с ними связана масса достопримечательностей, которые можно посетить прямо в столице страны. Метро работает до 12 часов и охватывает значительную часть мегаполиса. Такси стоит дешевле алматинского и значительно дешевле, чем в Астане. Работает приложение Яндекс.
К узбекским купюрам надо привыкнуть, потому что на них много нулей (например, 100000 и 50000). Они нужны для оплаты метро, такси, мелких покупок в магазинах. Небольшая сумма местной наличности в принципе навредить не может, а в Ташкенте – тем более. Здесь в шаговой доступности есть точки соки-воды (тоже местного производства), что в жаркую погоду очень удобно, а потому наличные будут, кстати.
Несмотря на обилие молодежи, Ташкент очень спокойное и безопасное место. Молодые люди даже в крупных компаниях не агрессивные, уважительно относятся к старшим (инициативно уступают места в метро). Люди запросто оставляют конторы и офисы незакрытыми, совершенно не опасаясь, что кто-нибудь посторонний может зайти и взять то, чего не оставлял.
Мы столкнулись с небольшими сложностями при покупке обратных билетов. Не зная сколько времени, займет пребывание в Узбекистане наверняка, вопрос возвращения в Казахстан сразу оставили для решения на месте. Как оказалось, билет можно купить не в любой авиакассе. К примеру, здесь есть специализированные авиакассы, которые занимаются обслуживанием только паломников.
Зато, когда нашли фирму, которая работает с туристами, то смогли расплатиться комбинированно. Кассир смесь сумов, тенге, рублей и долларов пересчитала в тенге по местному курсу и выдала билет. Однако будет удобнее во всех смыслах, если сразу брать авиабилет в оба конца. К авиакомпании «Uzbekistan Airways» у нас никаких нареканий нет, а похвалить хочется за многое. Жаль, что зона дьюти-фри в аэропорту оказалась на реконструкции, но это временные трудности.
Продолжение следует
Дулат ЖАНАЙДАРОВ, специально для «Ведомостей Казахстана»