Найти в Дзене
vladimir teriohin

Читать.

Время книжек прошло?

Вряд ли. По меньшей мере, до тех пор, пока умный предпочтительнее наглого при устройстве на работу. А умным можно стать, читая и осмысляя книги. И нет ограничений в том, чтобы их слушать больше, чем читать. А лень куда деть?

Учитель жалуется:

- Мне на Тургенева отводится один урок. И на «Бородино» тоже один урок. Я им даже не задаю наизусть все стихотворение.

- Почему? – удивляюсь я, - разве нельзя на дом задать выучить? Мы в свое время учили.

И одновременно с тем я привожу пример, что в классической гимназии ленинского периода (конец 70-х и начало 80-х XIX века) на «Одиссею» и «Илиаду» отводилось по 100 уроков. Причем приветствовался подстрочный перевод с оригинала (древнегреческого языка) с листа, а не подготовленный дома. За время обучения в гимназии будущий Ильич написал порядка 88 сочинений. Не удивительно, что он научился хорошим навыкам публициста, а своей профессией называл, не стесняясь – литератор.

Более того, современные дети рассуждать тоже не способны.

Ученик на вопрос о мечте, не задумываясь отвечает – 13-й айфон.

- А разве их уже 13? – удивляюсь я.

Хорошо, а зачем тебе 13-й айфон?

- Так мне вот это надоело, - показывает он на смарт часы.

- А еще зачем?

- У всех есть, а у меня нет.

- Что ты будешь делать с айфоном?

- Приложения скачаю.

- А компьютер у тебя дома есть?

- Есть.

- Так скачай и пользуйся. Все равно в школе телефоном пользоваться нельзя.

И аргументы необходимости айфона исчерпались.

- А ведь он стоит больше 100 тысяч. Этих денег тебе хватит едва не на два года питания в школе.

Ученик задумался, удивился, и больше не нашелся, что добавить.

Но я вспоминаю свое детство и студенческие годы, и по-прежнему сожалею, что потратил годы без должного усердия.

Были в институте скучные предметы, как то Научный коммунизм, Диамат, Истмат, Научный атеизм. Сколько времени потрачено зря и потеряно безвозвратно. Мы скучали на лекциях и семинарах, и едва не усмехались с пренебрежением молодости. А преподаватели не меньше скучали с высокомерием опыта и возраста.

Как же жаль, что вместе с ленинскими «Что делать», «Материализм и эмпириокритицизм», «Государство и революция», и прочими скучными пытливой молодости книжками, не попались такие как «Пантократор солнечных пылинок», или «Нечего терять».

Конечно, лишь условность понятия времени отделяет молодость от зрелости, а книги Данилкина и Барнса от СССР времен «развитого социализма».

Данилкин кратко, точно и исчерпывающе анализирует феномен Ленина и дает точные, лапидарные, и скрупулезные характеристики его деятельности и трудам.

Вот бы с такими «формулировками» да поспорить с тогдашними преподавателями. Относительно анализа работы Ленина и его трудов. Само собой, и преподавателей после таких споров погладили бы против шерстки, и студентов шибко вумных могли в армию отправить мозги править.

Но вникнуть в Истмат и Диамат было по силам, будь желание. А размышлений Барнса хватило бы поспорить с преподавателями Научного атеизма. Ай, время!

Не помешало же Варламу Шаламову поспорить с преподавателями относительно Троцкизма и Ленинизма. Но по иронии истории, он заплатил за это своей судьбой.

В мои молодые годы (конца 70-х) достать в провинции что-либо относительно троцкизма было посложнее, чем Шаламову в 20-30-е XX века.

И Шаламова почитать мы в те 70-е тоже не смогли бы. А Ленина пожалуйста. Его прекрасно изданное собрание сочинений пылилось едва не в любой библиотеке.

Задним-то умом каждый силен. А поди-тко сейчас не ленись и трудись не покладая рук и не жалея скучающего мозга.

И кто же сейчас современным школьникам мешает слушать в аудио формате «Капитал» Маркса? А Данилкина и Барнса тем более.