Найти тему
Ретро-Исилькуль

Исчезающий вид

Оглавление

Первым, кто нас встретил во дворе дома Николая Ивановича Гончарова в Украинке, оказалась дружелюбная темно-гнедая лошадка, которая приветственно кивала головой из-за забора и совсем не возражала, чтобы ее погладили.

А в доме у Николая Ивановича есть отдельная комната, где собраны все его спортивные трофеи: медали, грамоты, кубки: «Вот буквально в прошлую субботу был на соревнованиях в Омске. Результат? Второй. Но я недоволен. Не должен он был проиграть».

Лошадей и все, что с ними связано, Николай Иванович полюбил еще в детстве. Он родился и вырос в Украинке, отсюда ушел в армию, сюда же вернулся. Более тридцати лет проработал в совхозе «Украинском» токарем, а потом, после сложной операции, еще четырнадцать лет до пенсии на элеваторе в должности моториста пожарной установки.

С удовольствием вспоминает совхозные и районные праздники, проходившие после уборочной, которые без конных состязаний не обходились: «Еще школьником был - всегда с интересом на скачки смотрел. А лошадей на личном подворье тогда держать не разрешали. А когда разрешили, сразу купил простую лошадку».

Было Гончарову тогда уже за 40. Человек зрелый, семейный, он настолько увлекся «лошадиной» темой, так в нее проник, что стал мечтать о породистой. Мечту осуществил. И неоднократно. За несколько десятилетий через его руки прошли девять жеребцов и девять кобыл русской рысистой породы, ну и, конечно, их многочисленное потомство.

Звонкие дать имена

Дать коню имя – непростая и ответственная задача. Правило «Как вы лодку назовете, так она и поплывет», здесь не работает.

Сейчас в беспокойном хозяйстве Гончарова три скакуна: трехлетняя кобыла, шестилетний жеребец и полуторагодовалый «американец», недавно приобретенный у казанского конезаводчика со звучной фамилией Левитан. По документам его зовут Хрузалист Наг Фил. Конечно, со временем его начнут называть как-нибудь по-простому, по-домашнему.

Вот дружелюбную кобылку, которая встретила нас во дворе зовут просто Аза. А по документам - Азамасклес. А шестилетний жеребец именуется торжественно и аристократично - Дончестер.

«Им ведь как клички дают, - поясняет Николай Иванович. - Чтобы первая буква была как в кличке матери, а остальные – от клички отца. А сейчас добавилось правило еще, чтобы были инициалы хозяина. Вот у меня НИГ».

Терпенье, труд и травмы

Лошадь – не кошка и даже не собака. Надо знать, чем кормить, как ухаживать, как воспитывать, как готовить к соревнованиям. И этой наукой Николай Иванович давно овладел в совершенстве.

«Труд, конечно, кропотливый, - признает он. - А уж если спортивная лошадь, то нужны ежедневные тренировки. И каждый день разные работы. Минимум времени на одну работу - полтора часа нужно отработать на круге. Сегодня у нее резвая, завтра размашка, послезавтра мах и т.д. А если так: сегодня проехал, а два дня нет, то с нее ничего не будет. Она должна получать, что положено».

А ведь это еще и травмоопасно. Николай Иванович рассказал пару историй. «Вот был у меня такой жеребец по кличке Привет. Еду я нам нем, а навстречу знакомый на «Кировце». И как даст сигнал! А Привет испугался, шарахнулся - и в кювет. Качалка перевернулась. Зимой это было. У меня правая нога в валенке застряла в прожилине. И вот он меня метров пятьдесят по кювету протащил. И как только я подумал: «Господи, когда же это кончится», он встал. Я валенок снял, кое-как вытащил. На правую ногу наступить не могу, на сидушку залезть не могу. Встал сзади на полозки, на сидушку грудью. Так домой и приехал. Потом в Исилькуле под наркозом мне ногу вправляли.

А второй раз вот не так давно случай был. Ехал напрямую по травке. А там коты. Они разбежались, конь испугался, шарахнулся. Я из качалки вылетел, выбил плечо и пальцы на правой руке. А он ушел без меня домой. Супруга переполошилась. А я пешком хромал, хромал, потом меня знакомый на машине подвез».

С ветром наперегонки

В течение многих лет фамилия Гончаров регулярно упоминалась в нашей газете в связи с проведением конноспортивных состязаний и победами в них.

Николай Иванович говорит, что участвовал во всех соревнованиях, которые проходили в нашем районе: «Раньше проводились часто, сейчас все затихло. В проводах зимы все время участвовал. А раньше, прежде чем на район попасть, проводили соревнования в хозяйстве. В Украинке на центральное отделение все отделения съезжались. Все отделения выставляли лошадей. Это где-то в 70-е годы было. На проводы зимы каждое хозяйство должно было выставить одну лошадь в качалке, верховую и тройку. В Украинке вон там, за озером, делали беговой круг. Все отделения съезжались, лучших отбирали на район».

Его лошади обучены ходить в качалке. Верхом, говорит, раньше ездил, но в соревнованиях не участвовал. Долгое время на соревнованиях управлял качалкой сам, теперь есть постоянный наездник Геннадий Поляков из Солнцевки, он же и готовит лошадей.

Качалка - специальный двухколёсный экипаж, предназначенный для бегов. Уточняю у Николая Ивановича: подготовка лошади для качалки и верховой сильно отличается? «Одна и та же лошадь не может и там, и там. Она может ходить под седлом, но только рысью, она рысачка. А скаковые галопом идут. Это специальная порода – русская рысистая. Есть у нас и «американцы», есть и «французы». Они считаются самыми резвыми».

Добивался успехов и на областном уровне: «В прошлом году на омском ипподроме на «Зоне Сибири», где участвовали спортсмены из шести областей, был вторым. В 2020 году кубок выиграл. Но дальше Омска никогда не ездил, хотя приглашали: везти за много километров лошадь к месту соревнований лошадь – это очень дорого».

Дорогое удовольствие

«В августе привез из Казани чистого полуторагодовалого «американца», - с гордостью говорит Гончаров. - Скажу, сколько стоит, секретов нету: двести тысяч отдал него и за доставку пятьдесят.

Сейчас он у меня стоит в Солнцевке. Там его будут готовить. Он уже в качалке ходит».

Я не разбираюсь в лошадиных возрастах и поэтому уточняю: полуторагодовалый конь – он уже взрослый или еще жеребенок? «Он еще считается жеребенком. На соревнования принимают с двух лет. Они соревнуются со своими ровесниками. С трехлетками они не могут ездить. А с пяти лет уже считаются старшими».

Но затраты на покупку – это только начало. «Чтобы лошадь содержать, плачу ежемесячно 8 тысяч, - объясняет Гончаров. - А на омском ипподроме по 10 тысяч за содержание платят плюс ваши корма. И чтобы участвовать в традиционных призах, надо заплатить 15 тысяч. И за стоянку 300 рублей. А за выигрыш платят не так много и сильно задерживают выплаты. Вот выиграл я на большом круге в июне, и по сегодняшний день мне не заплатили».

Но и это еще не все. У Гончарова две качалки, каждая по цене под сотню тысяч, и коневозка по такой же цене. Одна спортивная конская сбруя стоит порядка 30 тысяч рублей. А чтобы подковать лошадь «на весь стан», нужно выложить две тысячи, а подковы изнашиваются примерно за месяц.

Это я еще про затраты на корма не спросила.

А кони мчатся по кругу…

«Есть проблема, с которой я бьюсь и никак не добьюсь уже четырнадцать лет, - посетовал Николай Иванович. – В основном у нас кони в Солнцевке стоят, четырнадцать голов, там и наездники, и тренеры. А проблема в том, что там 800 метров круг выделили, но такой круг не подходит – повороты крутые. Еще бы 200 метров добавить. Если бы был круг соответствующий, нормальная беговая дорожка, конечно, результаты были бы намного выше. К кому только не обращался. И у глав района был. Был у министра сельского хозяйства Дрофы на приеме.

На 2025 год в Исилькульком районе запланирована областная «Королева спорта». Где думают конные соревнования проводить? Не знаю…

Хоть бы поехали, посмотрели, как у людей сделано. В Тавричанке, в Калачинске, в Любино – это же сказка: и беговая дорожка, и трибуны для судейской коллегии, и для зрителей места».

-2

Николаю Ивановичу Гончарову в этом году исполнится 84 года. Спрашиваю у него, не думает ли уходить из «большого спорта»?

- Пока двигаюсь, буду заниматься, - отвечает.

- Как считаете, есть у конного спорта будущее?

- Мне кажется, это исчезающий вид.

- А у Вас любимая лошадь была за все это время?

- Они для меня все любимые, нелюбимых мы не держим.

Автор Елена Обаева. Опубликовано в газете "Знамя" Исилькульского района 23 сентября 2022 года.